Какие проблемы могут возникнуть при покупке бизнеса?
«Нулевой баланс» в соцсетях:    ВК   ТГ

Проблемы при покупке бизнеса

21.08.2020 14:01  
Статьи, Управление бизнесом

Вы приняли решение приобрести готовый бизнес. Стоит отметить, что существует множество моментов, которые могут существенно усложнить реализацию данной идеи.

Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Ситуация на отечественном рынке бизнеса

На данный момент в России не существует стопроцентно сформированного рынка купли-продажи готового бизнеса. Большинство предпринимателей того или иного бизнеса даже не догадываются о существовании возможности продажи их собственного дела или покупки другого, полностью функционального бизнеса. Также отсутствуют в стране и конкретные общепризнанные законы по купле-продаже готового дела, что еще более обостряет проблему развития данного рынка. Еще один момент – малое количество профессиональных специалистов, способных предоставить большой перечень консультационных услуг при реализации бизнеса и той, и другой стороне в процессе сделки. Несмотря на изобилие якобы “специализирующихся в данной области” WEB-сайтов, профессиональными из множества считается лишь абсолютный минимум.

Следовательно, нынешнюю ситуацию на рынке купли-продажи бизнеса можно считать неудовлетворительной из-за недостаточности необходимого количества предложений в условиях недостаточной юридической прозрачности сделки. Однако, по мнению экспертов, приведенные выше проблемы по ходу развития рынка, взросления самих предприятий и с повышением общего квалификационного уровня консультантов, в общем итоге уйдут.

 

  1. Юридические сложности

Готовое дело – это всесторонне функционирующий механизм, способный приносить стабильный доход. Как подтвердить ликвидность, предлагаемого к продаже, того или иного предприятия? Из-за высокого налогообложения бухгалтерия предприятия не способна предоставить достоверную информацию о реальном положении финансовых дел в компании. В результате данной проблемы приходится прибегать к иным способам для подтверждения существующей прибыли.

Рассмотрим для примера предприятие, занимающееся поставкой грузов с установленными расценками на услуги и уже имеющее круг постоянных клиентов. Необходимо потратить некоторое количество времени на наблюдение за заказами транспорта, на перевоз, от количества постоянных клиентов и сравнить вырученную прибыль с предоставленными данными продавца. Из практики стоит учесть, что нормальное расхождение цифр продавца и консультантов 10-20%, но если числа расходятся более чем на 50%, то стоит призадуматься, не кота ли в мешке пытается сбыть вам продавец. В случае со сложноустроенными бизнес-структурами, такая процедура соответственно усложняется и займет большее количество времени. Описанный метод закреплен в ГК РФ, так же как ряд других методик подтверждения доходности предприятия. Проверка бухгалтерского отчета сегодня не является правомерной технологией, что серьезно препятствует развитию отношений на рынке купли-продажи готового бизнеса в России.

Еще одна не менее важная проблема – это долговая история юридического лица, продающего предприятие. Готовый бизнес продается исключительно путем смены учредителей, хотя в некоторых случаях при перекупке предприятия, возможно сохранить существующее имя (бренд). Такой подход избавляет покупателя от потери сил и времени на получение разрешительной документации. В любом случае, специалисты настоятельно рекомендуют проводить предварительный аудит. Такая проверка позволит проверить точность в ведении бухгалтерского учета и определить возможное существование задолженностей у компании. Однако результаты аудита не могут продемонстрировать существующих неоплаченных договоров, которые непременно всплывут со временем.

В правилах, установленных законом, нет определенного пункта, предусматривающего ответственность директора предприятия за подписание им от лица компании каких-либо векселей или других долговых расписок.

Следовательно, новоиспеченный владелец предприятия будет нести ответственность по всем старым долгам компании. Единственным способом обойти такие неприятности – является операция предпродажной подготовки. Эта процедура предусматривает, в частности, получение от продающей стороны определенных расписок, в которых указывается: во-первых, что за период управления фирмой, владелец не имел и не брал от лица компании никаких долговых обязательств, а во-вторых – если таковые в дальнейшем появятся, то он полностью обязуется нести материальную ответственность по данному факту.

Также зачастую встречаются проблемы и с договором аренды. В основном они возникают при продаже малого и среднего бизнеса, функционирующего в съемных помещениях. Причиной подобных ситуаций являются, чаще всего, полуофициальные договоры “на 11 месяцев”, заключенные без регистрации в Москомимуществе и не предусматривающие возможности первоочередного продления. Такие договора на аренду являются лишь письменным соглашением между двумя сторонами (арендатора и арендодателя). Поскольку договор аренды “на 11 месяцев” в основном не дает новым владельцам никаких гарантий, такого рода проблема может серьезно отразиться на последующей продаже бизнеса. Хотя в некоторых случаях такие внутренние договоры считаются вполне приемлемыми, например, если предприятие находится в торговом центре. Тем не менее, и здесь стоит обратить особое внимание на количество продленных аренд и частоту смены условий арендодателем. Скажем, если за несколько лет администрация торгового центра перезаключала со всеми арендодателями договоры без увеличения процентной ставки на аренду, то этот бизнес, безусловно, можно покупать. Как показывает статистика, чаще всего инвесторы отдают максимальное предпочтение предприятию на съемной площади с долгосрочным договором аренды – не менее 3-х лет.

 

  1. Ценообразование на рынке готового бизнеса

Перед продажей того или иного предприятия, оно подлежит оценке. Как это происходит? Изначально предприятие, как правило, должно пройти ряд процедур, определяющих его стоимость, т. е цену, за которую оцениваемый объект может быть сбытым на открытом рынке при условиях конкуренции. В зависимости от состояния бизнеса и намерений будущего владельца, определяется несколько категорий стоимости: инвестиционная, ликвидационная, утилизационная и пр.

Главными подходами, согласно стандартам оценки, (установленные в законодательстве Российской Федерации) являются: сравнительный, затратный и доходный. Оценивающая сторона должна использовать все три подхода. Допустим, что один из подходов не используется: в таком случае оценивающая сторона обязана дать объяснение об отказе его применения. Каждый из приведенных выше подходов, отражает различные взгляды на стоимость предприятия, тем самым полученный результат на основе комплекса методов, можно рассматривать, как наиболее объективный и обоснованный.

Основой доходного способа, является исследование цены на основе следующего факта: стоимость оцениваемого предприятия соответствует настоящей величине доходов, полученных в результате владения данным бизнесом. Такой подход – самый приемлемый вариант оценивания с точки зрения вкладчика. Каждый инвестор, приобретая то или иное предприятие, рассчитывает купить не просто здание, оборудование и нематериальные активы, а настоящее дело с профессиональным высококвалифицированным коллективом, хорошей репутацией, торговыми марками и известным именем, которое в дальнейшем вернет ему вложенные в реализацию активы и принесет стабильную прибыль. Использование данного подхода происходит, таким образом: выводится чистая ежемесячная прибыль предприятия, которая должна быть умножена на цифру от 6 до 24.

Допустим, что приобретаемый бизнес расположен на арендованной площадке, сроком на 11 месяцев. В данном случае, для того, чтобы договор окупился за полгода и оставшееся время приносил стабильных доход, число чистой прибыли необходимо умножать на 6, при этом договор об аренде должен быть подписан максимум пару дней назад. Если договор об аренде заключен на более длительный период, то объем чистой прибыли должен умножаться на половину срока, но не более чем на 24 месяца. Этот небольшой период устанавливает сама ситуация экономического положения в России. 24 месяца – это общепринятое время окупаемости бизнеса (любого уровня). В дальнейшем могут быть учтены всевозможные форс-мажорные ситуации. Например: конкурентоспособность предприятия, колебания стоимости на рынке, сезон спроса на товары, дополнительные услуги. Также целесообразно учитывать дисконт, путем умножения дохода на месяцы, с учетом инфляции и иных макроэкономических показателей региона или страны, в которой функционирует предприятие. В результате сформируется взвешенная сумма, в которой будут учтены все нестабильные ситуации на рынке, а также конкретные показатели фирмы. Необходимо отметить, что данный подход может быть применен только в случае ликвидного состояния компании. Для малого и среднего бизнеса метод такого рода является одним из основных.

Подход затратный способствует определению стоимости бизнеса по оптимальным затратам с точки зрения создания идентичного предприятия с нуля. Главный минус данного способа – это невозможность полностью оценить нематериальные активы фирмы: торговые марки, ноу-хау, бренд, клиентскую базу, а самое важное – потраченное время на создание и развитие дела.

В случае, если бизнес имеет хороший доход, данный способ служит как вспомогательный, а если же напротив, предприятие не имеет абсолютно никакой прибыли, – такой способ становится основным.

Подход сравнительный. Такой способ определяет рыночную стоимость путем сравнения цен продажи данного предприятия и идентичной компании в тот же период времени. Для использования этого способа должны быть соблюдены некоторые условия. Одно из них – наличие уже сформированного рынка, на котором оценивающая сторона может получить необходимую информацию об условиях состоявшейся сделки. Второе момент – точная информация об условиях состоявшейся сделки. , так как полная идентичность предприятий невозможна, оценивающая сторона должна определить различия между оцениваемым объектом и его аналогом и внести в оценку бизнеса точную коррекцию. Поскольку в нашей стране рынок купли-продажи готового бизнеса пока не приобрел достаточного для ведения статистики развития, данный способ является самым сложным и может предоставить менее точный результат. В основном при оценке стоимости малого и среднего бизнеса большинство оценщиков отказываются от сравнительного метода.

Принято считать, что определение стоимости бизнеса зависит от двух разных факторов. Первый – это параметры, характеризующие сам бизнес (правовой статус и организационная структура данного бизнеса, его экономические показатели, а также качества управления). Второй – это рыночные показатели, т. е. востребована ли продукция, которую производит данное предприятие, положение этой компании на фоне конкуренции и перспективы развития рынка. От данных факторов на самом деле и зависит стоимость дела, при точном их анализе в дальнейшем принимается решение о приобретении.

Так или иначе, вывод о стоимости предприятия должно производить независимое лицо. Иначе точность определения стоимости может быть оспорена.

Со всеми перечисленными ситуациями при приобретении готового бизнеса инвестор неизбежно столкнется. Из-за отсутствия полностью сформированного рынка купли-продажи готового бизнеса, на основе полного недоверия обеих сторон сделки, а также непроработанных законодательством основных вопросов и проблем, связанных с правовым аспектом, в 90% случаев подобного рода сделок они полностью проваливаются.

Исходя из опыта, развитие рынков недвижимости и ценных бумаг возможно только при слаженном взаимодействии сторон сделок и при участии высококвалифицированных консультантов. Продающей стороне готового бизнеса посредник выполнит предпродажную подготовку предприятия, найдет того или иного покупателя, предоставит инвестору всю необходимую информацию об интересующей его сфере деятельности, а также поможет качественно и без особого риска оформить сделку.

Мы абсолютно уверены в том, что все перечисленные нюансы при приобретении готового предприятия полностью разрешимы. В своей работе мы применяем следующий принцип: не существует бизнеса, не подлежащего продаже. Есть завышенная цена или отсутствует предпродажная подготовка. Нет такого бизнеса, который не окупает затраченную сумму и не приносит абсолютно никаких доходов – существует ряд серьезных ошибок менеджеров и просчеты, которые также подлежат исправлению. Нет таких моментов, что работы нет – работа всегда есть.

Другие материалы рубрики «Управление бизнесом»
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Новый федеральный закон No 46-ФЗ, принятый 11 марта 2024 года, ужесточает условия для алкогольной индустрии, затрагивая правила ведения бизнеса производителями и поставщиками алкоголя.  Он вносит коррективы в нормативы, управляющие процессами производства, распространения этилового спирта, ...
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) с несколькими участниками является ключевым документом, который устанавливает правила работы компании, права и обязанности ее учредителей, а также процедуры управления и распределения прибыли между участниками. В каких случаях ...
Типовой устав ООО с единственным участником
Типовой устав ООО с единственным участником
Типовой устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) с единственным участником — это стандартизированный документ, который закрепляет основные принципы управления и функционирования компании, основанные на законодательстве о юридических лицах и специфике деятельности ООО. В каких случаях ...
Последние материалы на сайте
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Новый федеральный закон No 46-ФЗ, принятый 11 марта 2024 года, ужесточает условия для алкогольной индустрии, затрагивая правила ведения бизнеса производителями и поставщиками алкоголя.  Он вносит коррективы в нормативы, управляющие процессами производства, распространения этилового спирта, ...
Акт выполненных работ или услуг
Акт выполненных работ или услуг
Акт выполненных работ или услуг является официальным документом, который подтверждает факт оказания услуг или выполнения работ одной стороной для другой. Этот документ служит важным юридическим подтверждением выполненных обязательств и может использоваться в качестве основания для расчетов между ...
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) с несколькими участниками является ключевым документом, который устанавливает правила работы компании, права и обязанности ее учредителей, а также процедуры управления и распределения прибыли между участниками. В каких случаях ...