Выход в трендовую нишу убивает стартап на маркетплейсе
09.07.2024 10:17
Ситуации, Маркетинг
Анонс проблемы
Начиная продавать на маркетплейсе, селлер метит в тренд. Желание продавать и зарабатывать больше естественное и понятное. Но для стартапа трендовый вектор может оказаться губительным. По статистике, 10% лидеров на площадках «держат» 90% объема продаж. Лидерство стоит дорого. Лидеры ниш называют разные суммы, которые нужно вложить в продвижение, в среднем это 1 млн. рублей.
Ситуация
Предприниматель Иван идет на маркетплейс с уникальным товаром – переводными татуировками. Они реально окрашивают кожу и похожи на настоящие. Магазин Ивана влетает в тренды, поскольку товар не имеет или почти не имеет конкурентов. Предприниматель ставит амбициозную цель выйти в миллионники.
Продажи увеличиваются, заработок растет в геометрической прогрессии. Иван почти не вкладывает средства в продвижение – за него работает сама система маркетплейса. Но конкуренты не дремлют. Увидев, что дела у Ивана идут хорошо, в нишу устремляются другие селлеры. Появляется еще 5, потом 10, 20, 200 аналогичных поставщиков. Иван вынужден делить рынок, продажи падают, прибыль тоже. И поскольку внушительного бюджета на маркетинг он не имеет, примкнуть к 10% селлеров, упомянутых выше, не получается.
Иван тратит немалые деньги на закупки и продвижение, а получает (в лучшем случае) + 30-40% к вложенным суммам. Успех стартапа меркнет, бизнес становится рутиной. Иван идет искать новые направления и каналы продаж.
Выводы и советы
- Уникальные ниши на маркетплейсах есть. Но даже в них селлеры, как правило, не работают в одиночку. В условиях конкуренции при прочих равных многое решает продвижение. Оно требует серьезных вложений. Соответственно, идти в трендовую нишу без внушительного маркетингового бюджета – сомнительный проект.
- Увеличить прибыль за счет поднятия маржинальности на маркетплейсе не получится. Если Иван ставит цену, скажем, втрое выше себестоимости, покупатели уходят к конкурентам. Никто не хочет платить больше за тот же самый товар.
- В плане продвижения товаров маркетплейс не уникален. На платформе действуют те же принципы и правила, что в оффлайне. Воспринимайте торговлю на Вайлдберрис и Озоне как обычный бизнес. Вложили 100 000, постепенно нарастили продажи, через 3−6 месяцев вышли на доход 150 000 руб. Важно: высокая наценка не ускорит процесс, скорее наоборот.
- Сам по себе выход на маркетплейс – уже задача со звездочкой. Новички часто совершают ошибку, выбирая быстрый старт (закупил товар – зарегистрировался на маркетплейсе – и ждешь продаж). Рациональный подход, который снижает риски финансовых потерь, позволяет «отбить» вложения и заработать, включает 4 шага: анализ ниши, проверка спроса, изучение окупаемости в выбранной нише, прогнозирование продаж и прибыли. Идете другим путем – не удивляйтесь пробуксовке стартапа и маленькой прибыли.
- Работа только на маркетплейсе ведет к упущенной прибыли. По статистике, 75% потенциальных покупателей, прежде чем сделать заказ на платформе, изучают сайт поставщика (интернет-магазин). Развивая последний, можно добиться больших результатов в торговле на маркетплейсе.
- Если ваш стартап строится на «фаст-фешен», он должен быть обеспеченным. Быстрая мода обеспечивает взрывной спрос, позволяет отлично заработать, но довольно скоро угасает и сходит на нет. Вернемся к Ивану с татуировками. Если он стартует в «фаст-фешен» после, например, выхода культового фильма, заказ переводных тату где-то за рубежом – плохая идея. Пока товар придет, мода закончится. Быстрое производство картинок для тату в количестве сотни или тысячи штук в день – другое дело. С таким стартапом можно и в трендовую нишу.