Неудачная продажа франшизы – работа над ошибками
11.11.2024 09:00
Ситуации, Управление бизнесом
Анонс проблемы
В бизнесе расходиться нормально. Лучше, когда это происходит по соглашению сторон и в результате адекватных переговоров. Хуже, если кто-то вынужден нести убытки, репутационные риски и в конце-концов судиться для защиты своих интересов.
С развитием бизнеса хочется наращивать темпы роста. Франшиза – отличный вариант. Но продать ее формально (деньги есть, договора нет) – плохая идея. Увы, не каждый партнер и контрагент готов соблюдать условия, о которых договорился на словах.
Ситуация
Алексей задумал делать бизнес. Он нашел инвестора, зарегистрировался в налоговой, открыл первую раменную в своем городе. Дело было в 2017 году. Инвестор Макар хотел открыть кофейню. Алексей презентовал свой азиатский проект, обосновав выбор эксклюзивностью предложения. Кофеен в городе десятки, а раменной ни одной. Инвестор принял проект и условия.
Бизнес пошл, новое заведение быстро стало популярным. Но грянула пандемия, и пришлось менять стратегию. Была организована доставка, расширено меню и запущена программа лояльности. С инвестором видение на бизнес разошлось, и он продал свою долю Алексею.
Через год владелец раменной в партнеры институтского товарища, продав ему долю в ООО. За год бизнес раскутился, и было принято решение об открытии точек в двух соседних городах.
Прошло еще два года, бренд стал узнаваемым. Бизнес приносил стабильный доход и рос на 15-17% в год. Настало время расширяться. Алексей решил продать франшизу в другой регион.
С первым франчайзи Антоном 2 месяца велись переговоры. Алексей решил рискнуть и доверил Антону проект, получив за франшизу со старта полмиллиона рублей. Пилот запустили на рукопожатии. Договор лицензионного использования товарного знака и договор коммерческой концессии были подготовлены, но не подписаны. Ресторан открылся.
Через 4 месяца франчайзи без согласования с франчайзером начал менять меню, рецептуру рамена. Алексей предупредил о репутационных рисках для его бизнеса, но услышан не был. В следующие полгода ситуация ухудшалась. Франчайзи съездил в Таиланд и привез несколько рецептов, которые тут же включил в меню. Раменная потеряла эксклюзивность.
Алексей направил франчайзи официальную претензию, предупредил о старте досудебной процедуры и подготовке иска на несколько миллионов рублей, выдвинул требование убрать символику, корпоративные цвета и упоминание бренда. Франчайзи сделал правильные выводы, переименовал ресторан, убрал товарный знак и основные блюда по франшизе.
Учитывая турбулентность франчайзи, перспективы в регионе Алексей потерял (по крайней мере, на какое-то время). Что касается упущенной прибыли, ее только предстояло посчитать.
Выводы и советы
- Расширяться можно и нужно. Франшиза – отличный способ это сделать.
- Правоотношения с франчайзи должны оформляться в рамках закона. Рукопожатный бизнес ненадежен и несет огромные репутационные риски.
- Условия предоставления франшизы должны быть четкими, конкретными и жесткими. А также необходимы санкции за нарушения. Это дисциплинирует франчайзи и позволяет франчайзеру защитить свои интересы.
- Того, кто использует товарный знак и брендовую символику, нужно контролировать. Для этого должны быть соответствующие инструменты. Но речь о них не идет, если лицензионный договор и договор коммерческой концессии остались неподписанными.
- Продать франшизу, это только полдела. Важно обеспечить реализацию проекта на месте и минимизировать репутационные риски.
- Неудачная продажа франшизы – не приговор. Это опыт, который нужно учитывать. Кейс Алексея наглядно демонстрирует конструктивный исход: сделал выводы, пошел дальше.
Резюме публикации
Название статьи
Неудачная продажа франшизы – работа над ошибками
Описание статьи
В бизнесе расходиться нормально лучше когда это происходит по соглашению сторон.В статье расскажем про неудачную продажу франшизы какую сделать работу над ошибками