Франшиза – что это?
25.08.2020 13:43
Статьи, Управление бизнесом
Много раз в нашей повседневной жизни мы слышим слово франшиза. Однако многие из нас не знают, что это такое.
Проще говоря, мы можем охарактеризовать эту концепцию как аренду (заимствование) бренда известной марки, чтобы вести собственный бизнес под его баннером, что потенциально укрепляет наш имидж в глазах клиента.
Согласно определению, которое мы можем найти в Словаре – это “тип экономического сотрудничества между юридически и финансово независимыми субъектами, то есть между франчайзером и его франчайзи, при котором франчайзер дает своим франчайзи право и налагает на них обязательство вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзера”.
Само значение слова «франшиза» происходит от французского и означает не что иное, как «концессию», которая четко освещает систему действия соглашений между франчайзи и франчайзером.
Сотрудничество между вышеупомянутыми организациями основано на соглашении, в котором франчайзером является сторона, предоставляющая право использовать торговое наименование франчайзера, а также его товарный знак, всю техническую и коммерческую помощь.
Контракт, однако, подлежит обязательствам, которые лежат на стороне франчайзи, и они, как правило, довольно ограничительные. Основные обязательства франчайзи в соответствии с договором включают в себя:
- ведение бизнеса от своего имени и за свой счет под логотипом франчайзера;
- сборы с франчайзера (такие как, например, плата за подключение к сети; текущие сборы, связанные с полученной прибылью, и любые дополнительные затраты, мешающие продуктивной работе франчайзи);
- обмен финансовыми данными и внутренними процедурами, которые должны выполняться в соответствии с политикой по каждому запросу франчайзера;
- предоставление прав контроля по требованию франчайзера;
- ведение бизнеса особым образом, в соответствии с политикой и концепцией франчайзера;
- обязательство получать поставки от конкретного поставщика или напрямую от франчайзера;
- сохранять конфиденциальность сотрудничества, как указано в пункте защиты франчайзера.
Какой тип франшизы выбрать?
Если взять на себя задачу получения франшизы, мы можем столкнуться с различными ее типами.
Наиболее распространенной является Партнерская франшиза, которая состоит в том, чтобы заработать для франчайзера, но в то же время использовать его ресурсы. Аналогичным в действии является также сеть и индивидуальная франшиза, где мы являемся одним из многочисленных пунктов / получателей франчайзера.
С точки зрения франчайзера, наиболее выгодным для него является подписание контракта на основе субординационной франшизы, когда франчайзер не имеет торговых точек, но получает выгоду от сборов, связанных с концепцией, а сами франчайзи являются субъектами, разрабатывающими сеть.
В случае, если мы сотрудничаем с многочисленными организациями, мы можем рассмотреть возможность заключения соглашения о принципах мастер-франчайзинга, заключающегося в том, чтобы иметь привилегию от франчайзи управлять и развивать свою концепцию, подписывая контракты и сотрудничая с суб-франчайзи.
Укрепление бренда
Как видно из вышесказанного, франшиза основана на строительстве и развитии предприятия путем укрепления его бренда в соответствии с теми же стандартами и с той же моделью работы, основанной на создании сети точек.
Эта система предназначена для создания и позиционирования, и, таким образом, укрепления бренда / идеи франчайзера. В качестве отправителя франчайзер берет на себя обязательство на основании подписанных контрактов выполнить стандартизацию во всех пунктах, действующих под его знаменем. На основании контракта франчайзер обязан предоставить все инструкции и схемы деятельности сотрудничающих организаций, оказать помощь в организации объекта, т.е. передать ноу-хау предприятию, осуществляющему сотрудничество с ним.
Для предоставления своего рода доверенности на ведение бизнеса под торговой маркой франчайзер имеет договорные полномочия взимать плату с франчайзи.
Возможные расходы?
Вначале лицо, заинтересованное в начале сотрудничества, обязано (хотя и не всегда) уплатить первоначальный взнос, на основании которого франчайзер представляет свою бизнес-идею и предоставляет все материалы и схемы работы, одновременно указывая практическую информацию для реализации установленных и письменных правил (например, указание поставщиков, с которыми франчайзи подписал контракты на выгодных условиях, которые предприниматель не сможет заключить при индивидуальных переговорах).
Другими словами, франчайзинговые системы состоят в постоянном копировании предполагаемых целей, касающихся организации объекта данного партнера, и их реализации для последующих организаций, осуществляющих сотрудничество в этой области.
Попробуем кратко проанализировать преимущества и недостатки принадлежности к франчайзинговым сетям, как для франчайзи, так и для франчайзеров.
- Преимущества:
участие в принятии решений относительно ресурсов (в том числе человеческих, капитальных, помещений или ноу-хау), сделанных в обозначенной области; - совместная координация действий, направленных на стандартизацию инфраструктуры, технологий и видов деятельности, например, маркетинга;
- обмен информацией и сотрудничество между франчайзером и франчайзи в данной сети;
- сотрудничество всех участников с целью получения финансовых выгод при более низких, чем индивидуальные, затратах и снижении риска неудачи.
Некоторые франчайзинговые сети, чтобы укрепить свой имидж на рынке в глазах потенциального партнера (франчайзи), помимо партнерских точек, сотрудничающих на основе франчайзингового соглашения, в своей структуре имеют свои собственные точки, управляемые непосредственно франчайзером. Это, безусловно, имеет свои преимущества, поскольку на основе своего опыта работы с сетью внутренних точек предприниматель может непосредственно и быстро анализировать и выявлять проблемы, с которыми может столкнуться франчайзи, являясь независимым финансовым и юридическим лицом.
Участие в программе франшизы освобождает получателя от необходимости проводить анализ рынка и исследования с точки зрения потребностей клиентов. Средства, которые должен нести индивидуальный предприниматель , распределяются между партнерами сети.
Благодаря умелому управлению сетью организатором франчайзинговой сети мы можем определить повторяющуюся схему действий, которая должна привести к максимально возможным финансовым выгодам как для франчайзера, так и для франчайзи. Одностороннее действие обеих сторон дает большое преимущество перед конкурентами благодаря количеству субъектов, участвующих в структуре франшизы, а также возможности получения других целей, таких как перспектива согласования лучших цен с поставщиками, то есть получение дополнительных преимуществ, что приводит к достижению максимально возможной прибыли.
В франчайзинговых сетях соответствующие подразделения отделяются организатором системы в рамках операции в штаб-квартире, которая осуществляет деятельность на благо всей сети. Эти виды деятельности включают, среди прочего: маркетинговую деятельность, исследования и разработки, логистику, консультации для получателей. Многие из них имеют измерение управления нематериальными ресурсами. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации для развития.
Этот эффект может быть достигнут относительно быстро, так как сочетание проверенной рыночной идеи с источниками финансирования отдельных получателей приводит к быстрому расширению сети.