Потенциальные проблемы участия производителей в госзакупках
16.12.2019 11:27
Интервью с предпринимателем, Тендеры и госзакупки
Елена Федосеева, 36 лет, ООО
Рынок госзакупок перспективен для товаропроизводителя. Но работа в B2G часто бывает похожей на рафтинг. Подводных камней в секторе немало, бюрократия достаточно сложная. Выбор рынка госзакупок в качестве ключевого направления деятельности – не лучшее решение. Причина проста. Специфика B2G обязывает компанию подстраиваться под конкретного заказчика. Тенденции сектора рынка в целом при этом не учитываются. Сосредоточившись исключительно на госзакупках, можно из эффективного товаропроизводителя превратиться в профессионального участника «торгов». Рациональнее развивать B2G как одно из направлений. Для поиска потенциальных клиентов все секторы хороши.
Госзакупки достаточно перспективны. Они жестко регламентируются, заказчики выдвигают понятные и четкие условия, имеют прозрачный бюджет и точно не квалифицируются ФНС как недобросовестные налогоплательщики. Так почему лишь немногие коммерческие компании решаются выйти на этот уровень? Проблем несколько. Рассмотрим традиционно ТОП-3.
Сложный, трудоемкий старт
Участнику тендеров и госзакупок придется изучать федеральное законодательство, разбираться в работе электронных торговых площадок и единой информационной системы. Также ему предстоит ознакомиться с новой терминологией и процессами. Объем новой информации очень велик. Перспективы при этом весьма туманны. Участие в тендере, подача заявки на исполнение контракта – не гарантия выигрыша и, соответственно, получения прибыли.
Финансовые вложения, которые могут не окупиться
Чтобы заработать на госзакупках, придется сначала потратиться. Участие в торгах зачастую платное. Более того, заказчики требуют обеспечения заявок, предоставления банковских гарантий. При победе в тендере финансовые обязательства увеличиваются. И речь не только о ресурсах для исполнения контракта. Его условиями может быть предусмотрено обеспечение, и сумма, как правило, немаленькая.
Вторая проблема в финансовом секторе – постоплата. Именно такой метод используют государственные заказчики, сотрудничая с коммерческими компаниями. То есть от момента начала работы по исполнению контракта до получения расчета может пройти не один месяц.
Некомпетентность заказчика
Очень часто условия закупок составляются без мониторинга рынка, изучения специфики продукции и особенностей ценообразования. Результат предсказать нетрудно. Условия подходят посредникам, а производители вынуждены оставаться в стороне. Часто они просто не могут выполнить все условия контракта самостоятельно, а привлечение субподрядчиков проектом не предусмотрено. Неадекватно низкие цены госзакупок – тоже пример некомпетентности заказчиков, которые пренебрегают мониторингом рынка и изучением специфики ценообразования в конкретной отрасли.
На этом, естественно, потенциальные проблемы не заканчиваются. Есть еще недобросовестные конкуренты, серый бизнес и коррупция. Но об этом как-нибудь в следующий раз.