«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

Проверки трудовой инспекции 2019

05.02.2019 07:23  
Статьи, Управление бизнесом

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Контролёры трудовой инспекции могут явиться в организацию совсем неожиданно, хотя о плановых проверках можно узнать заранее. Как правильно подготовиться к визиту инспекторов в 2019 году? Какие документы для предъявления инспекции должны быть в порядке на предприятии? Какие типичные ошибки допускают руководители компаний при организации труда сотрудников?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Познакомиться с планом ежегодных проверок Госинспекции труда (ГИТ) можно на сайте Роструда или региональной прокуратуры, к тому же контролёры предупреждают о предстоящем визите в организацию в течение трёх рабочих дней. Внеплановая проверка объявляется за сутки до начала мероприятия с указанием обязательных документов, которые должен предоставить проверяющим работодатель. В таких случаях важно заранее подготовиться к проверке и всегда помнить – инспекторы запросто могут явиться совсем неожиданно по жалобе своего же работника.


Что будет проверять трудовая инспекция

В первую очередь контролёры проверяют рабочие и профильные документы, которые касаются соблюдения прав сотрудников организации:

— трудовые договоры, личные карточки персонала и сами трудовые книжки;
— журнал рабочего графика, табель учёта отработанных часов, сведения об отпусках и бухгалтерские ведомости о зарплатах;

— документы о медосмотрах и больничных листах;

— правила внутреннего распорядка в организации, штатное расписание, должностные инструкции, положения о зарплатах и премиях;

— документы об организации охраны труда.

Конкретный список нужных документов зависит от цели проверки, отказ от их предоставления наказывается в административном порядке.

Какие организации в первую очередь попадают под удар трудовой инспекции

Прежде всего проверки угрожают тем компаниям, где возникают проблемы с охраной труда – травматизм, чрезмерно опасные и вредные условия работы или несоблюдение техники безопасности, которые заканчиваются несчастными случаями на производстве. Именно такие организации попадают «под колпак» инспекции и включаются в план контрольных проверок на предстоящий год. Довольно часто у проверяющих возникают вопросы к тем руководителям, которые обеспечивают своих работников средствами индивидуальной защиты, к примеру, это каски и шлемы, защитные очки и наушники, специальные костюмы, противогазы, страховочные устройства и прочее. Далеко не всегда они используются с учётом специфики выполняемых работ и соблюдением срока годности изделий. Другая причина для массовых претензий – незнание сотрудниками правил охраны труда из-за отсутствия обучения и инструктажей на рабочем месте, а также недопустимо небрежное ведение соответствующих журналов. Кстати, т.н. спецоценка условий труда должна проводиться даже в офисах, где сотрудники сидят за компьютерами более половины своего рабочего времени. В таких случаях аттестация места для улучшения условий труда тоже обязательна.

Типичные нарушения, которые чаще всего наказываются инспекцией

Нередко работодатели довольно халатно относятся к ведению документов по охране труда и технике безопасности: например, Журнал регистрации инструктажа явно запущен, обязательных программ инструктажей и инструкций по охране труда вообще нет, как и приказов руководителя о регулярном обучении и проверке знаний сотрудников по это важной тематике. Инспекторы могут строго наказать тех руководителей, которые умышленно устраивают на работу граждан (особенно иностранцев) без официального оформления или допускают в трудовых договорах «пробелы» — нет данных о зарплате или самой подписи работника, а трудовые книжки вообще не заводят. Это делается для того, чтобы потом и так мизерную зарплату (ниже МРОТ) систематически задерживать фактически бесправным работникам.

Какие полномочия имеют трудовые инспекторы

Полный список полномочий определён в Постановлении Правительства № 875 от 1.09.2012 года. Прежде всего они могут:

— проводить проверки в любое время суток с предъявлением приказа и своего служебного удостоверения;

— расследовать несчастные случаи в следствие нарушения норм охраны труда;

— выписывать работодателям обязательные к исполнению предписания об отстранении от работы отдельных сотрудников с указанием причин;

— обращаться в суд с требованием закрыть компанию, чтобы потом в качестве эксперта участвовать в судебном процессе.

ВАЖНО: контролёр не вправе проводить инспекцию компании без присутствия директора и забирать оригиналы любых проверяемых документов из организации.

Метки данного материала:

Другие материалы рубрики «Управление бизнесом»
FNS-PREDSTAVILA-STATISTIKU-O-SAMOZANYATYH
ФНС представила любопытную статистику о самозанятых
По предварительным прогнозам Минэкономразвития к концу этого года зарегистрированных плательщиков НПД должно быть 200 тыс. человек. Однако, по свежим данным ФНС на 21 ноября в пилотных регионах, где проводится эксперимент, уже зарегистрировалось более 284 тыс. самозанятых.    При этом ...
Kak-vladel'cu-torgovoĭ-tochki-obezopasit'-ot-nedobrosovestnyh-sotrudnikov-prodavcov
Как владельцу торговой точки обезопасить себя от недобросовестных сотрудников-продавцов
Предприниматели нанимают в торговые точки продавцов, которые иногда обманывают не только своего работодателя, но и покупателей. Для защиты бизнеса от разорения предпринимателю необходимо вовремя выявить не чистых на руку работников прилавка. Владельцу торговой точки нужно знать способы обмана и ...
Субсидиарная ответственность директоров, владельцев компаний и других лиц
До сих пор далеко не все учредители и руководители ООО знают о наступлении неизбежной личной ответственности по долгам, и совсем не обязательно при банкротстве компании. А зря! Вот уже два года после изменений в законодательстве о банкротстве судебная практика показывает – к неотвратимой ...
Последние материалы на сайте
Glavnye-izmeneniya-kadrovikov-v-2020
Главные изменения для кадровиков в 2020
С этого года в кадровом учёте появились серьёзные изменения, и прежде всего главное — введение электронных трудовых книжек. Заботы кадровиков станут проще, хотя некоторые другие новации могут и усложнить их работу. Это обязанность сдавать в ПФР новый ежемесячный отчёт, введение драконовских ...
Novye-pravila-IP-v-2019-godu
В 2020 году ИП работают по новым правилам
Масштабные поправки в НК существенно изменили работу ИП, некоторые поправки вступили в силу уже осенью прошлого года, другие начинают действовать постепенно в текущем году. По новым правилам будут работать прежде всего предприниматели на патенте и вменёнке. Изменились требования к ИП в регионах, ...
Stil' zhizni frilansera
Стиль жизни фрилансера или как путешествовать, совмещая с работой
Как не быть привязанным к рабочему месту в офисе, жить, путешествуя по всему миру? Как стать финансово независимым? Как зарабатывать, совмещая работу с путешествиями? Многие из тех, кто работает каждый день в офисе, мечтают присоединиться к новому стилю жизни двадцать первого века. Многие мечтают ...
 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»