«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

Проверки трудовой инспекции 2019

05.02.2019 07:23  
Статьи, Управление бизнесом

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Контролёры трудовой инспекции могут явиться в организацию совсем неожиданно, хотя о плановых проверках можно узнать заранее. Как правильно подготовиться к визиту инспекторов в 2019 году? Какие документы для предъявления инспекции должны быть в порядке на предприятии? Какие типичные ошибки допускают руководители компаний при организации труда сотрудников?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Познакомиться с планом ежегодных проверок Госинспекции труда (ГИТ) можно на сайте Роструда или региональной прокуратуры, к тому же контролёры предупреждают о предстоящем визите в организацию в течение трёх рабочих дней. Внеплановая проверка объявляется за сутки до начала мероприятия с указанием обязательных документов, которые должен предоставить проверяющим работодатель. В таких случаях важно заранее подготовиться к проверке и всегда помнить – инспекторы запросто могут явиться совсем неожиданно по жалобе своего же работника.


Что будет проверять трудовая инспекция

В первую очередь контролёры проверяют рабочие и профильные документы, которые касаются соблюдения прав сотрудников организации:

— трудовые договоры, личные карточки персонала и сами трудовые книжки;
— журнал рабочего графика, табель учёта отработанных часов, сведения об отпусках и бухгалтерские ведомости о зарплатах;

— документы о медосмотрах и больничных листах;

— правила внутреннего распорядка в организации, штатное расписание, должностные инструкции, положения о зарплатах и премиях;

— документы об организации охраны труда.

Конкретный список нужных документов зависит от цели проверки, отказ от их предоставления наказывается в административном порядке.

Какие организации в первую очередь попадают под удар трудовой инспекции

Прежде всего проверки угрожают тем компаниям, где возникают проблемы с охраной труда – травматизм, чрезмерно опасные и вредные условия работы или несоблюдение техники безопасности, которые заканчиваются несчастными случаями на производстве. Именно такие организации попадают «под колпак» инспекции и включаются в план контрольных проверок на предстоящий год. Довольно часто у проверяющих возникают вопросы к тем руководителям, которые обеспечивают своих работников средствами индивидуальной защиты, к примеру, это каски и шлемы, защитные очки и наушники, специальные костюмы, противогазы, страховочные устройства и прочее. Далеко не всегда они используются с учётом специфики выполняемых работ и соблюдением срока годности изделий. Другая причина для массовых претензий – незнание сотрудниками правил охраны труда из-за отсутствия обучения и инструктажей на рабочем месте, а также недопустимо небрежное ведение соответствующих журналов. Кстати, т.н. спецоценка условий труда должна проводиться даже в офисах, где сотрудники сидят за компьютерами более половины своего рабочего времени. В таких случаях аттестация места для улучшения условий труда тоже обязательна.

Типичные нарушения, которые чаще всего наказываются инспекцией

Нередко работодатели довольно халатно относятся к ведению документов по охране труда и технике безопасности: например, Журнал регистрации инструктажа явно запущен, обязательных программ инструктажей и инструкций по охране труда вообще нет, как и приказов руководителя о регулярном обучении и проверке знаний сотрудников по это важной тематике. Инспекторы могут строго наказать тех руководителей, которые умышленно устраивают на работу граждан (особенно иностранцев) без официального оформления или допускают в трудовых договорах «пробелы» — нет данных о зарплате или самой подписи работника, а трудовые книжки вообще не заводят. Это делается для того, чтобы потом и так мизерную зарплату (ниже МРОТ) систематически задерживать фактически бесправным работникам.

Какие полномочия имеют трудовые инспекторы

Полный список полномочий определён в Постановлении Правительства № 875 от 1.09.2012 года. Прежде всего они могут:

— проводить проверки в любое время суток с предъявлением приказа и своего служебного удостоверения;

— расследовать несчастные случаи в следствие нарушения норм охраны труда;

— выписывать работодателям обязательные к исполнению предписания об отстранении от работы отдельных сотрудников с указанием причин;

— обращаться в суд с требованием закрыть компанию, чтобы потом в качестве эксперта участвовать в судебном процессе.

ВАЖНО: контролёр не вправе проводить инспекцию компании без присутствия директора и забирать оригиналы любых проверяемых документов из организации.

Метки данного материала:

Другие материалы рубрики «Управление бизнесом»
Субсидиарная ответственность директоров, владельцев компаний и других лиц
До сих пор далеко не все учредители и руководители ООО знают о наступлении неизбежной личной ответственности по долгам, и совсем не обязательно при банкротстве компании. А зря! Вот уже два года после изменений в законодательстве о банкротстве судебная практика показывает – к неотвратимой ...
Когда нужен консалтинг и как не ошибиться
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Если у директора компании под рукой нет хорошего советника, дела идут всё хуже или совсем плохо, а он начинает надрываться от отчаяния, пора обращаться к профессиональному консультанту – консалтеру. Какие услуги предлагают консалтинговые фирмы и как выбрать ...
Как правильно вести бизнес по коду ОКВЭД
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Если заниматься бизнесом не по своим кодам деятельности, можно нарваться на штрафы и лишние проблемы с налоговой и банками. Как правильно указывать номера кодов по ОКВЭД в заявлении на регистрацию ООО и ИП? Какие штрафы предусмотрены за предпринимательство без ...
Последние материалы на сайте
Ипотека для индивидуальных предпринимателей
Ипотека для индивидуального предпринимателя: на что обращает внимание банк.
В отличие от простых физиков «индивидуалам» заполучить ипотечный кредит на жильё или коммерческую недвижимость бывает значительно труднее, поскольку банки вовсе не спешат выдавать нужную сумму именно ИП по вполне понятным причинам. Реальную платёжеспособность и постоянные доходы индивидуальных ...
Какие качества необходимы предпринимателю для ведения бизнеса
Несмотря на довольно сложную экономическую обстановку в стране и постоянные изменения в правилах игры (особенно в налогообложении), предприниматели продолжают упорно открывать своё дело. И причина даже не в престижности, просто немало россиян по-прежнему не хотят работать на «дядю», получать ...
Варианты организации бухучёта в ООО
  Налоговая оптимизация достигается с помощью создания группы дочерних фирм – это т.н. «дробление бизнеса» в компании на законных основаниях для серьёзной экономии на налоговых платежах. После обоснованного перехода на работу с «дочками» преимущества будут очевидны:       — превышения ...
 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»