Участие в госзакупках: с чего начать
12.11.2019 12:07
Статьи, Тендеры и госзакупки

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
В компании принято решение о выходе в B2G сектор. Опыта участия в тендерах и госзакупках нет. С чего начать освоение нового коммерческого сектора? Где искать информацию о закупках? Что необходимо для участия в тендере?
|
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Изучаем действующее законодательство, регулирующее процесс проведения тендеров и осуществления госзакупок. Разбираемся с тем, где размещается информация о закупках и какие опции предусмотрены сервисами для подбора тендеров. Готовим заявку к подаче.
|
Сектор B2G в России активно развивается. В тендерных продажах участвует большое количество компаний. Путь к ним открыт для индивидуальных предпринимателей, ООО, являющихся субъектами МСП, крупных корпораций. Требования к участникам тендера по разным закупкам могут отличаться.
Что касается юридической стороны вопроса, большая часть тендерных продаж осуществляется в соответствии с нормами ФЗ №44 и ФЗ №223. Давайте разберемся, где искать закупки, как подготовиться к участию в тендере.
Вперед, в ЕИС!
Процесс работы в B2G начинается с поиска потенциально перспективных тендеров. Большинство закупок, регламентированных ФЗ №44 и ФЗ №223, размещаются в ЕИС. Единая информационная система имеет четкую, интуитивно понятную структуру. Найти соответствующий раздел новичку в госзакупках труда не составит.
Важно: в ЕИС нет коммерческих тендеров. Если вашу компанию интересуют не только госзакупки, готовьтесь к освоению профильных площадок.
Искать закупки в системе можно вручную, пользуясь фильтром по ряду критериев. Это долго, трудозатратно. Кроме того, высока вероятность ошибки поиска. Человеческий фактор, ничего не поделаешь.
Как объединить поиск госзакупок и коммерческих тендеров, сэкономить время и получить качественную выборку? Рассмотрите возможность использования специальных поисков, агрегаторов. Единственный их минус – платные услуги. Причем поиск обойдется недешево.
Есть и бесплатные варианты автоматического поиска. Функции профильных ресурсов доступны зарегистрированным пользователям. Выбирая сервис, обращайте внимание на перечень торговых площадок, используемых для агрегации данных. Если интересы компании сосредоточены исключительно в госсекторе, используйте ЕИС – так надежнее.
Изучаем условия
Для участия в тендере, государственном или коммерческом, необходимо подать заявку по утвержденной форме. Но до этого следует внимательно изучить условия закупки. Пункт №1 – техническое задание. Ели выполнить указанные в нем условия компания не может, нет смысла подавать заявку. Пункт №2 – приложения и документы. В них сосредоточена вся конкретика по закупке. Пункт №3 – смета. Без объективной оценки финансовых возможностей потенциальному участнику тендера не обойтись.
В процессе изучения условий закупки оцените выгоду контракта. В обязательном порядке учтите актуальные риски. Если контракт валютный, обратите внимание на скачки курса. При ВЭД контрактах учтите вероятность увеличения пошлин, изменения налогообложения экспорта-импорта.
В условиях закупки вся информация – существенная. Указанные требования придется соблюдать. Если заказчик запрещает привлечение субподрядчиков, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации проекта придется отказаться от сотрудничества с ИП и мелкими ООО. Еще одной важной деталью является предоставление обеспечения договора.
Детально изучить необходимо и проект контракта. Последний невозможно изменить после окончания подачи заявок. Контракт, подписываемый заказчиком и исполнителем, должен соответствовать размещенному в ЕИС проекту. Исключения предусмотрены ФЗ №44. Они касаются статуса компании-победителя (если тендер выигрывает организация инвалидов или служба УИС, отдельные пункты договора могут быть изменены). Также исключение делается для национального режима (минус 15% от цены).
Ни при каких условиях не меняются сроки реализации проекта. Планируя участие в тендере, стоит объективно оценивать свои возможности.
Проходим подготовительный этап
Итак, решение участвовать в тендерах принято. Остается дело за малым – подготовиться к подаче заявки. Если закупка размещена на электронной площадке, придется зарегистрироваться. Работа с электронными тендерными площадками платная. Без оплаты тарифа подать заявку на участие в тендере невозможно.
Регистрация пройдена, плата внесена. Что дальше? Можно приступать к выбору закупок. Обратите внимание, требуется ли в рамках конкретного тендера гарантийное обеспечение заявки. Если да, будьте готовы выполнить перевод. Важный момент: вся сумма (до копейки) должна быть переведена одним платежом. Учитывайте специфику работы банков. Переводы редко осуществляются в режиме онлайн. Вносите гарантийное обеспечение заблаговременно.
Перевод может осуществляться на электронную торговую площадку и счет заказчика. Если информация о получателе не конкретизирована, заказчику необходимо отправить запрос для уточнения информации.
В условиях закупки указана банковская гарантия? Необходимо обратиться в кредитно-финансовое учреждение, входящее в перечень Минфина. Что касается сроков банковской гарантии, они установлены ФЗ №44 (ст. 45) и постановлением правительства №1005 (08.11.2015).
Заполняем заявку
После выполнения финансовых обязательств можно приступать к заполнению заявки. Общих рекомендаций на этот счет нет. Как правило, заказчики размещают в приложениях к закупке инструкцию по заполнению заявки. Некоторые даже предоставляют образцы.
При заполнении документа важно строго следовать инструкции. Несоответствие заявки требованиям заказчика – распространенная причина ее отклонения.
Соблюсти все формальности проще, если тендерами в компании занимается профильный специалист. Поручать реализацию этой функции, например, рядовому бухгалтеру – не лучшая идея.