Проверка контрагента
08.02.2019 09:21
Статьи, Управление бизнесом

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
Предприниматели продолжают сталкиваться с недобросовестными контрагентами. Как можно обезопасить свой бизнес в таких случаях? Каким образом нужно проверять благонадёжность потенциального партнёра перед заключением сделки? Какие документы лучше сохранить после заключения сделки, чтобы в будущем не вызвать сомнения у налоговой?
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Постоянное взаимодействие с контрагентами требуется при ведении любого вида бизнеса. Каждые ИП или организация иногда сталкивается с недобросовестными и необязательными поставщиками или подрядчиками, а потом возникают серьёзные проблемы с ФНС. Более того, сначала фирму могут привлечь к налоговой ответственности, а потом после разбирательств директор и главбух вполне могут попасть и под уголовную статью. Именно поэтому нужно тщательно проверять контрагентов, а при заключении договоров проявлять максимальную осмотрительность.
На что нужно обращать внимание при выборе контрагента
Какого-то определённого порядка проверки потенциальных партнёров не существует. ФНС в таких случаях просто рекомендует самостоятельно изучить признаки подозрительных контрагентов и оценить риски, поскольку необходимая информация находится в открытом доступе:
- на официальном сайте ФНС нет информации о госрегисрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- регистрация есть, но адрес «массовый»;
- фактическое местонахождение контрагента, логистических и торговых объектов неизвестно;
- полномочия руководителя организации и его представителя (контрагента) не подтверждены документам;
- при обсуждении условий договора нет личных контактов с руководством фирмы;
- сомнительный контрагент явно превышает сложившиеся в определённой сфере бизнеса цены на товары и услуги.
Перед началом сотрудничества контрагента нужно внимательно проверить на специализированных сервисах ФНС
Для этого созданы специальные и очень полезные интернет-сервисы ФНС, где можно найти достаточно много информации о физических и юрлицах, чтобы проверить контрагентов. К примеру, там размещены открытые сведения о неблагонадёжности предпринимателей:
- список физлиц, которых в судебном порядке отстранили от руководства или участия в организации;
- список дисквалифицированных руководителей, лишённых права управлять компанией;
- перечень юрлиц, в исполнительных органах которых оказались дисквалифицированные руководители;
- список компаний-должников, просрочивших подачу налоговой отчётности на год и более длительный срок;
- перечень недействующих организаций, которых решено исключить из госреестра;
Как подстраховаться перед заключением договора
Прежде чем заключить сделку, на всякий случай лучше попросить контрагента предоставить копии документов, которые должны быть правильно заверены:
– устав организации;
– выписка из госреестра;
– свидетельство о госрегистрации и постановке на учёт в ФНС;
– приказ о назначении директора и его паспорт;
– бухгалтерский баланс за последний год перед сделкой.
Чтобы не вызвать сомнений у налоговой, реальность заключения сделки рекомендуется подтвердить соответствующими документами: к примеру, сохранить электронную переписку с директором и контрагентом, собрать все бумаги, которые доказывают фактическое исполнение обязательств по контракту (отгрузка товара и прочее).