Как открыть аптеку с нуля?
03.02.2023 10:54
Бизнес по отраслям, Статьи

Постепенно многие люди приходят к решению создать собственный бизнес, чтобы исполнить давнюю мечту – работать на самого себя. Выбирая фармацевтическую отрасль, многие новички не знают, с каких задач нужно начать и как документов оформить будущую аптеку. Для начала стоит отметить, что фармацевтический рынок за последние 5 лет существенно сократился, поэтому в данной отрасли больше шансов заработать достойную прибыль.

Как реализовать свою мечту: порядок действий
Чтобы быстро открыть аптеку, рекомендуется придерживаться следующих шагов:
• ознакомиться с тонкостями рынка, изучая спрос и предложение. Просчитать примерные затраты для запуска бизнеса;
• составить план, в котором будут отражены все нюансы. Рекомендуется опираться на готовый пример с указанием персональной информации;
• подобрать помещение для аренды или покупки (в зависимости от бюджета). Для старт-апа первый вариант более актуален и позволит сократить материальные траты. При этом важно учитывать, что размер ежемесячных расходов значительно возрастает;
• оформить предприятие на документальном уровне;
• найти квалифицированный персонал. Важно, чтобы сотрудники имели фармацевтическое образование (желательно с опытом работы);
• рассчитать бюджет с учетом рекламного продвижения.
Некоторые из пунктов вызывают трудности, поэтому они будут рассмотрены более детально.

Оформление предприятия
На территории РФ бизнес можно зарегистрировать в качестве ИП или ООО. Чтобы открыть аптеку, рекомендуется оформление ООО. Для ИП обязательные условия: высшее образование и стаж работы не менее 3-х лет. У директора ООО должен быть диплом фармацевта.
Далее выбрать ОКВЭД-коды. Если планируется производство медикаментов, то подойдет 24.42.1. Для реализации – 52.31. Далее можно заниматься подготовкой следующих документов:
• получение лицензии на реализацию медикаментов;
• разрешение на эксплуатацию площади;
• разрешение от пожарной службы.
Примерно потребуется 1,5 месяца, чтобы завершить документальное оформление. Чтобы оформить лицензию, необходимо отправиться в Росздравнадзор. Без документа открытие аптеки считается не санкционированным. Чтобы получить разрешение, нужно арендовать помещение, сделать ремонт с соответствием требований на законодательном уровне. Далее оплачивается пошлина и ожидать рассмотрения заявки.
К заявлению нужно приобщить следующий пакет документов:
- Учредительная документация.
- Свидетельство о постановке в налоговую инспекцию.
- Подтверждение оплаты пошлины.
- Заключенные договор на аренду или приобретение в собственность помещения.
Справки из пожарной инстанции и Роспотребнадзора; - План с подробной характеристикой объекта.
Документы на персонал. - Официальный допуск на эксплуатацию оборудования.
- Выписка ЕГРЮЛ.
- Сертификаты специалистов.
Внимание: достаточно приложить нотариально заверенные копии документов к заявлению.
Требования к помещению
К приобретению или аренде помещения нужно подойти с максимальной ответственностью. Важно, чтобы объект соответствовал требованию пожарной инспекции и СЭС. Площадь должна быть не менее 80 м2.
Помещение стоит поделить на следующие сектора:
• для хранения продукции и торгового зала стоит отвести ~ 65 м2;
• организовать небольшое помещение для персонала;
• обеспечить санузел и архив для хранения документации.
Недопустимо использовать перегородки из гипсокартона. Должен быть комфортный уровень влажности и температуры для сотрудников, а также хранения продукции.

Подбор персонала
Численность рабочего состава зависит от масштаба предприятия. В среднем найм составляет до 5 сотрудников. Обязательно при приеме на работу проверить диплом о фармацевтическом образовании. Рекомендуется подобрать профессионалов:
• контроллер (работает с рецептами);
• аптекарь;
• аналитик с химическим образованием;
• складской работник.
В дополнении нужно нанять уборщика для поддержания санитарных норм и чистоты. Работниками аптеки могут быть только граждане РФ. У каждого сотрудника должны быть медицинские книжки. Если у владельца будет образование фармацевта, то можно самостоятельно выполнять опции управляющего.

Закупка оборудования
Чтобы должным образом оборудовать аптеку, рекомендуется приобрести:
• холодильники для хранения препаратов;
• шкафы;
• столы, стулья для персонала;
• ПК для учета документации, ведения архива и прочих операций.
В зависимости от специфики, может потребоваться дополнительное оборудование. Оборудование обязательно должно пройти регистрацию в Минздраве.
Маркетинговое продвижение
Когда предыдущие вопросы решены, можно переходить к рекламному продвижению. Стоит разработать комплексный порядок действий:
• открытие аптеки должно быть ярким и привлекать клиентов. Можно организовать акционные предложения, дарить небольшие подарки (с предварительным расчетом бюджета), стоит задуматься над музыкальным сопровождением;
• найти партнеров и заказать рекламу у специалистов;
• устроить тематическое мероприятие (можно организовать бесплатную консультацию с врачами);
• привлечь максимум рекламных инструментов: радио, билборды, раздавать флаеры. Создавать группы в социальных сетях, создать SEO-продвижение;
• поработать над расстановкой товара. Выгодные предложения должны находиться на уровне покупательских глаз, что увеличит доходы предприятия.

Рентабельность и окупаемость
Чтобы запустить работу аптеки, потребуется капитал ? в 2 млн рублей. Большая часть суммы понадобится для закупки товаров. Важно просчитывать обязательные ежемесячные расходы: аренда помещения, оплата счетов, зарплата рабочим, налоги и т.д.
Средний размер трат каждый месяц составляет не менее 200 000 рублей. В среднем, понадобится 2-3 года, чтобы предприятие окупилось и начало приносить доход.
Заключение
Для новичка аптечный бизнес покажется сложным мероприятием. Однако при грамотном подходе поможет создать постоянный источник дохода. Не стоит забывать о периодическом мониторинге рынка и изучения потребительских нужд. Это поможет в будущем получить большую прибыль.