Цифровая лицензия
15.01.2019 09:46
Статьи, Лицензирование и сертификация

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
С 1 июня 2019 года начинается постепенный переход к новой модели лицензирования в электронном формате, что позволит малому бизнесу значительно облегчить порядок получения разрешений на работу. Как будут заменяться бумажные лицензии на электронные записи в общедоступных реестрах? Каким образом планируется сокращать бюрократические препоны в этой сфере?
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Электронная форма получения разрешений на ведение бизнеса будет предоставляться ИП и юрлицам в приоритетном порядке. Вместе с тем, бумажные лицензии вовсе не отменяются, по желанию их тоже можно будет получать, как и электронные разрешения. Но подтверждать право заниматься лицензируемым видом деятельности будет именно запись в открытом электронном реестре, чтобы исключить возможные неточности и фальсификации.
Минэкономразвития продолжает активно внедрять информационные технологии
Масштабная реформа всей разрешительной деятельности в цифровом формате продолжается. Реестровую модель уже используют ФНС, Росреестр и Росаккредитация, которая, кстати, уже полностью заменила бумажный аттестат электронной выпиской. Это делается для создания сквозной системы учёта всех разрешений на всех уровнях власти. И если сейчас подтверждать конкретный вид деятельности предприниматели могут бумажным или электронным документом, в будущем главной станет именно запись в реестре лицензий, что значительно сократит документооборот и затраты на обработку и хранение данных. Лицензирующие органы будут обязаны обеспечить публичный доступ к электронным реестрам, которые появятся в интернете в виде открытых данных со всеми реквизитами. Например, предприниматель сможет проверять своего контрагента или партнёра по бизнесу через запрос.
Традиционная система выписок остаётся прежней
Сейчас лицензии нужно получать строго по выбранным кодам в ОКВЭД, полный список состоит из 53 видов деятельности. Кстати, сегодня чаще всего предприниматели выбирают ЧОПы, фармацевтику, пассажирские перевозки, продажу алкоголя или управление жилыми домами. (Однако, например, ИП запрещено заниматься алкогольным бизнесом). Разрешения нужно оформлять для каждого вида отдельно, если компания занимается одновременно несколькими направлениями в своей деятельности. Лицензии на определённые виды бизнеса будут запрашиваться и в бумажном варианте за деньги (сумму определит Минэкономразвития), и в электронном – бесплатно. Некоторые лицензионные документы также предполагается оформлять через МФЦ: пакет нужных бумаг можно будет отправлять по интернету или по почте, а можно и самому принести их в центр.
Виртуальная реестровая система лицензирования должна заработать с 1 января 2021 года
Чтобы ввести новые правила для малого бизнеса правительство должно утвердить к этому сроку типовую форму выписки из реестра, определить порядок ведения электронных записей и установить размер пошлины за получение выписки на бумаге. К примеру, когда ИП или организация захотят по своему желанию иметь этот документ на руках (как это делается при подтверждении права собственности на недвижимость). При этом действующие бумажные лицензии не отменяются, они после унификации становятся частью создаваемого реестра. Кроме обнуления госпошлины за выдачу электронной лицензии, устанавливается новый порядок платы за переоформление разрешения: нужно будет оплатить только одну – наибольшую по размеру пошлину, если предприниматель работает по нескольким направлениям в бизнесе и ему требуется сразу несколько лицензий.