Как соблюдать условия сотрудничества компаний с самозанятыми
26.08.2019 18:05
Налогообложение, Статьи
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Если компания решила подключить к своему бизнесу самозанятых, нужно помнить о всех преимуществах и рисках, поскольку в их деятельности существуют определённые ограничения (ФЗ-422). |
КАК? Анализ. Стратегии. Решения. Работающий на себя профзанятый не должен состоять в трудовых отношениях с работодателем, и не иметь ежемесячный доход более 200 тыс. Уже очевидно, юрлицам сотрудничать с самозанятыми довольно выгодно, главное – предельно грамотно составить договор, чтобы у налоговой не возникало никаких вопросов о легальности сотрудничества. |
Плюсы и минусы сотрудничества с профзанятыми
Официально зарегистрированный самозанятый платит налог на профдоход (НПД) за себя – 6% от каждой сделки с организацией или ИП, предпринимателям не нужно платить подоходный и страховые взносы за таких временных сотрудников. Однако, контролёры могут переквалифицировать гражданский договор в трудовой, а потому необходимо очень внимательно прописывать в соглашении о сотрудничестве определённые условия работы с самозанятым. Иначе организацию заставят доплатить налоги и взносы, а также оштрафуют на сумму до 100 тыс. руб., директора – до 20 тыс. (п. 4-5 ст. 5.27 КоАП). В этом по сути гражданском договоре на определённый срок кроме прав и обязанностей сторон нужно обязательно прописать порядок и стоимость оказания услуг или выполнения работ, способ оплаты, процедуру сдачи-приёмки. Также особое внимание нужно обратить на ответственность сторон и варианты разрешения возможных споров.
Что нужно обязательно указать в договоре с самозанятым:
– в соглашении обязательно указывается официальный статус самозанятого, подтверждённый документом о регистрации, чтобы у проверяющих не возникало никаких вопросов;
– организация-заказчик не обязана платить налоги и взносы за самозанятого (п. 8 ст. 2 ФЗ-422);
– самозанятый обязан предупредить заказчика о прекращении своей деятельности, если снялся с учёта;
– штрафные санкции для самозанятого, если скроет потерю своего статуса из-за превышения лимита доходов, поскольку тогда на компанию могут повесить подоходный и страховые взносы со дня утраты права применения им НПД (Письмо ФНС от 20 февраля 2019 года № СД-4-3/2899@).
Как уплачиваются налоги при сотрудничестве с самозанятым
Для уплаты НПД самозанятый формирует и передаёт организации или ИП -заказчикам очень важный для них чек со своими реквизитами, что подтверждает оплату услуг заказчику. По сути это и есть акт выполненных работ, а потому предприниматели вправе сэкономить при уплате налогов, учитывая сумму расходов на услуги профзанятого, когда определяется налоговая база в зависимости от режима налогообложения. В приложении «Мой налог» обязательный для расчётов чек формируется автоматически, и проверяется по уникальному идентификационному номеру (УИН). Если исполнителю платят наличными или по карте, чек заказчику передаётся сразу же в момент расчёта; если другими способами – не позже 9 числа следующего месяца после оплаты (ч. 3 ст. 14 ФЗ-422). Отказ передавать чек недопустим, иначе компания может пожаловаться на самозанятого в налоговую.