Как налоговая собирает компромат на компании в интернете
22.08.2019 17:37
Налогообложение, Статьи
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Фискалы постоянно мониторят сайты компаний в интернете и пытаются выловить информацию о неплательщиках налогов. Какие сведения интересуют налоговиков? К чему может привести необоснованная реклама компании? |
КАК? Анализ. Стратегии. Решения. Некоторые компании, сами того не подозревая, подставляются в интернете, расхваливая на своих сайтах слишком прибыльный новый бизнес, на страничках в социальных сетях в рекламе также говорится о приличных доходах предприятия. Инспекторы внимательно изучают эти данные, а потом могут использовать собранную информацию как доказательство факта недоплаты компанией налогов. |
Что именно ищут фискалы на сайтах компаний
В погоне за клиентами рекламщики могут приукрасить возможности компании: новые услуги, запуск нового производства, высокие доходы и прочее. Расширение бизнеса может заинтересовать инспекторов, которые сопоставят отчёты организации с показателями на сайте. Если отличия окажутся явными, проверки не избежать. Именно поэтому рекламируемые услуги в имиджевых статьях должны отражаться в бухучёте и налоговых декларациях своевременно без опозданий, иначе заподозрят в получении теневых доходов и сокрытии активов. Если компания после открытия новых объектов (торговый центр, общепит) начнёт платить налог на имущество заметно позже появления рекламы на сайте, инспекция может доначислить налог, а заодно обложит штрафами и пенями. В поисках номинальных руководителей компаний контролёры проверяют данные о директорах на сайтах и сравнивают их с госреестром юрлиц. Если новый руководитель сменил прежнего, а внесение новых данных в ЕГРЮЛ просрочено, директора оштрафуют на 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП). Налоговики могут выискать и незарегистрированные обособленные подразделения компании. Если регистрация обособки запоздала хотя бы на месяц, директора ожидает штраф в 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП).
Как налоговики проверяют сайты контрагентов компаний
Прежде всего, подозрения вызывает неработающий сайт контрагента с признаками однодневки, тогда последуют разбирательства, которые могут привести к снятию расходов и вычетов по сделке. Проверяют и отзывы о поставщике, ведь их может и не быть вовсе, или есть, но явно «накрученные». Также инспекторы ищут похожие по дизайну и «телу» сайты, ведь дробление бизнеса для ухода от налогов продолжается: несколько фирм по сути работают как единая компания и занимаются аналогичными видами бизнеса. Тогда проверяют все реквизиты, адреса, сведения о сотрудниках и прочее. Кроме того, инспекторы могут получить у провайдеров данные об IP-адресах и владельцах сайтов. Если отчётность в налоговую отправляется с одного и того же адреса, сделки между фирмами признают фиктивными и докажут уход от налогов с вытекающими последствиями.
Зачем инспекторы просматривают соцсети
Это увлекательное занятие налоговики особенно любят, когда находят рекламирующих свои услуги или продукцию (няни, портные, кондитеры, маникюрши и т.д.). Незаконных предпринимателей приглашают в налоговую для официальной регистрации самозанятыми, чтобы платили налог на профдоход, или предлагают другой вариант – стать ИП. В соцсетях и блогах инспекторы находят также корпоративную информацию о компаниях: к примеру, сотрудники могут проболтаться о зарплатах в конвертах, а значит выездной проверки не избежать. Кстати, контролёры могут проверить в банке данные о движениях по счёту «физика» (ст. 86 НК). Если сотруднику приходит на карту примерно одна и та же сумма каждый месяц, его могут вызвать на допрос для выяснения источника доходов. Между тем, налоговики с таким же интересом просматривают отзывы о работодателях на специализированных сайтах: обиженные сотрудники охотно выкладывают весь негатив о компаниях (а по сути компромат), чтобы здесь же пополнялись чёрные списки работодателей.