Как проверить контрагента. Требования ФНС.
19.01.2022 12:32
Полезное, Налогообложение
При сотрудничестве с новым контрагентом необходимо оценить его финансовую составляющую, соответствие направлению деятельности, благонадежность, достоверность указанных в ЕГРЮЛ данных. Под угрозой окажутся не только деньги компании, но и репутация.
Кроме того, ФНС возлагает ответственность за выбор контрагента на налогоплательщика, что, в свою очередь, влечет определенные последствия – обоснованность получения налоговой выгоды или же при учете расходов для налогообложения прибыли.
Одним из самых простых способов проверки будущего партнера является изучение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС. Первое, что можно узнать, это Статус контрагента – действующий, находится в процессе реорганизации или же ликвидации, применена ли процедура банкротства.
Однако, для признания контрагента добросовестным налогоплательщиком, кроме проверки его статуса, необходимо убедиться в возможностях потенциального партнера. Имеется ли в штате квалифицированный персонал, основные средства, транспорт и иные активы, необходимые для исполнения обязательств по договору. Для этого перед заключением контракта, необходимо запросить, помимо уставных и регистрационных документов, финансовую и налоговую отчетности, договоры аренды офиса/склада/производственного помещения, сведения о численности и составе штата, разрешительная документация для осуществления деятельности, если такая необходима (лицензии, допуск СРО и т.п.).
Оценить добросовестность контрагента можно с использованием сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который доступен любому проверяющему лицу. С его помощью можно проверить:
- зарегистрирован ли контрагент в ЕГРЮЛ;
- подавались ли заявления о внесении изменений в учредительные документы, информация о смене руководителя или учредителя;
- имеется ли информация о недостоверности адреса регистрации Общества;
- «массовость» адреса регистрации;
- относится ли контрагент к юридическим лицам, которые исключены из ЕГРЮЛ
- находится ли Общество в стадии реорганизации/ликвидации;
- отсутствует ли налоговая задолженность;
- сдается ли бухгалтерская отчетность.
Следующим этапом налоговые органы рекомендуют оценить судебную нагрузку партнера. Как часто он выступает в качестве ответчика или же истца в арбитражных делах, что является предметом спора. Имеются ли у контрагента действующие исполнительные производства. Это также можно сделать в открытом доступе на сайтах ВАС РФ и ФССП.
В случаях, когда фирма крупная и сотрудничает с большим количеством контрагентов, то провести проверку организации можно с применением информационных ресурсов с ежемесячно/квартальной/годовой подпиской, которые объединяют всю указанную выше информацию в едином профиле каждого налогоплательщика. Например, «СПАРК-Интерфакс», «Информационное агентство Credinform» и т.п.