Теперь ФНС будет следить за движением импортных товаров по новым правилам
15.07.2019 18:19
Статьи, Внешнеэкономическая деятельность
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
Согласно проекту новой главы НК, которая начнёт действовать со следующего года, налоговая проконтролирует движение импортных товаров по обновлённым счетам-фактурам и декларации НДС. Какие дополнительные реквизиты будут указывать компании в счетах-фактурах? Какой новый раздел появится в декларации НДС и для чего это понадобилось налоговикам? Какие новые обязанности будут у бухгалтерии организации?
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Следить будут за ввозимым импортом для внутреннего потребления, поскольку правительство озаботилось созданием национальной системы постоянного мониторинга товаров. Теперь участникам ВЭД придётся указывать в счетах-фактурах регистрационный № каждого товара, в таможенной декларации заполнять новый раздел, а также сдавать новые отчёты и уведомления. Предприниматели-импортёры должны быть готовы к введению новых правил.
Какие виды товаров хочет отслеживать налоговая
Полный перечень товаров Кабмин пока не утвердил – в проекте по национальному классификатору продукции указан лишь 21 товар: бульдозеры, автопогрузчики, холодильники и стиралки, а также детские автокресла и коляски, офисная мебель и прочее. Отчитываться перед налоговиками будет как импортёр, так и продавцы с покупателями, а инспекторы проследят за движением этих товаров на внутреннем рынке с момента ввоза, потому что налоговая хочет знать – сколько продукции куплено и сколько компания продала.
Какие регистрационные номера будут присваивать товарам
Для контроля за движением товаров у каждой партии появится регистрационный №: для ввозимых товаров в общем порядке, независимо от страны происхождения; для импорта из стран ЕАЭС, для конфиската и задержанных по решению суда товаров и прочих. Эти номера товаров организации и ИП должны будут указывать в счетах-фактурах. Предприниматели на спецрежиме или освобождённые от уплаты НДС будут вписывать номер в отгрузочные документы. Обмениваться счетами-фактурами и первичкой между собой контрагенты будут только по электронке через оператора, который передаст сведения о движении товаров налоговой (нужна будет усиленная квалифицированная подпись). Товар покинет систему прослеживания, когда импортёры спишут его в производство, экспортируют или утилизируют.
Как будет работать система прослеживания товаров
Данные счетов-фактур и отгрузочных документов налоговая будет сопоставлять с декларациями, уведомлениями и отчётами предпринимателей. Таким образом инспекторы установят контроль за движением товаров от поставщика к покупателю. В счетах-фактурах нужно будет указывать новые реквизиты: регистрационный №, единицу количественного учёта и отдельно – количество товара в ней. Если предприниматель отгрузил прослеживаемый товар в одну из стран ЕАЭС, нужно подавать инспекторам уведомление об операции в электронном виде. Когда товар наоборот – закупается в странах союза, налоговики присваивают ему регистрационный № на основании уведомления, и сообщают об этом компании так же по электронке. Операторы электронного документооборота будут передавать налоговой все счета-фактуры и первичку каждый день, а продавцам и покупателям нужно будет отчитываться по операциям раз в квартал – в декларации по НДС появится дополнительный раздел для заполнения. Спецрежимщики и неплательщики НДС вместо декларации подают электронный спецотчёт до 25-го числа следующего за кварталом месяца.
Как будет проверяться движение импортных товаров
Инспекторы проверят данные о товарах по декларациям и отчётам в течение 3-х месяцев, в случае несоответствий запросят счета-фактуры и первичные документы на отгрузку – компаниям даётся 10 рабочих дней. Кроме того, налоговая может устроить осмотр с вызовом свидетелей или встречную проверку. За нарушения в порядке прослеживания товаров предусмотрены новые штрафные санкции: за несдачу декларации или отчёта, а также игнорирование уточняющего запроса налоговой могут оштрафовать минимум на 5 тыс. руб. (или на сумму от 5 до 10% от стоимости прослеживаемых товаров). Если заметят отсутствие товаров и ошибки в счетах-фактурах или отгрузочных документах, придётся заплатить минимум 1 тыс. руб. за каждый документ.