Теперь ФНС будет следить за движением импортных товаров по новым правилам
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
Согласно проекту новой главы НК, которая начнёт действовать со следующего года, налоговая проконтролирует движение импортных товаров по обновлённым счетам-фактурам и декларации НДС. Какие дополнительные реквизиты будут указывать компании в счетах-фактурах? Какой новый раздел появится в декларации НДС и для чего это понадобилось налоговикам? Какие новые обязанности будут у бухгалтерии организации?
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Следить будут за ввозимым импортом для внутреннего потребления, поскольку правительство озаботилось созданием национальной системы постоянного мониторинга товаров. Теперь участникам ВЭД придётся указывать в счетах-фактурах регистрационный № каждого товара, в таможенной декларации заполнять новый раздел, а также сдавать новые отчёты и уведомления. Предприниматели-импортёры должны быть готовы к введению новых правил.
Какие виды товаров хочет отслеживать налоговая
Полный перечень товаров Кабмин пока не утвердил – в проекте по национальному классификатору продукции указан лишь 21 товар: бульдозеры, автопогрузчики, холодильники и стиралки, а также детские автокресла и коляски, офисная мебель и прочее. Отчитываться перед налоговиками будет как импортёр, так и продавцы с покупателями, а инспекторы проследят за движением этих товаров на внутреннем рынке с момента ввоза, потому что налоговая хочет знать – сколько продукции куплено и сколько компания продала.
Какие регистрационные номера будут присваивать товарам
Для контроля за движением товаров у каждой партии появится регистрационный №: для ввозимых товаров в общем порядке, независимо от страны происхождения; для импорта из стран ЕАЭС, для конфиската и задержанных по решению суда товаров и прочих. Эти номера товаров организации и ИП должны будут указывать в счетах-фактурах. Предприниматели на спецрежиме или освобождённые от уплаты НДС будут вписывать номер в отгрузочные документы. Обмениваться счетами-фактурами и первичкой между собой контрагенты будут только по электронке через оператора, который передаст сведения о движении товаров налоговой (нужна будет усиленная квалифицированная подпись). Товар покинет систему прослеживания, когда импортёры спишут его в производство, экспортируют или утилизируют.
Как будет работать система прослеживания товаров
Данные счетов-фактур и отгрузочных документов налоговая будет сопоставлять с декларациями, уведомлениями и отчётами предпринимателей. Таким образом инспекторы установят контроль за движением товаров от поставщика к покупателю. В счетах-фактурах нужно будет указывать новые реквизиты: регистрационный №, единицу количественного учёта и отдельно – количество товара в ней. Если предприниматель отгрузил прослеживаемый товар в одну из стран ЕАЭС, нужно подавать инспекторам уведомление об операции в электронном виде. Когда товар наоборот – закупается в странах союза, налоговики присваивают ему регистрационный № на основании уведомления, и сообщают об этом компании так же по электронке. Операторы электронного документооборота будут передавать налоговой все счета-фактуры и первичку каждый день, а продавцам и покупателям нужно будет отчитываться по операциям раз в квартал – в декларации по НДС появится дополнительный раздел для заполнения. Спецрежимщики и неплательщики НДС вместо декларации подают электронный спецотчёт до 25-го числа следующего за кварталом месяца.
Как будет проверяться движение импортных товаров
Инспекторы проверят данные о товарах по декларациям и отчётам в течение 3-х месяцев, в случае несоответствий запросят счета-фактуры и первичные документы на отгрузку – компаниям даётся 10 рабочих дней. Кроме того, налоговая может устроить осмотр с вызовом свидетелей или встречную проверку. За нарушения в порядке прослеживания товаров предусмотрены новые штрафные санкции: за несдачу декларации или отчёта, а также игнорирование уточняющего запроса налоговой могут оштрафовать минимум на 5 тыс. руб. (или на сумму от 5 до 10% от стоимости прослеживаемых товаров). Если заметят отсутствие товаров и ошибки в счетах-фактурах или отгрузочных документах, придётся заплатить минимум 1 тыс. руб. за каждый документ.