Стартап: эффект бабочки

Стартап: эффект бабочки

06.12.2024 10:15  
Статьи, Стиль жизни предпринимателя

Респондент: Допустим, у вас возникла какая-то бизнес-идея, пока совершенно неважно, какая именно. Через пруд выстроить каменный мост, прорыть туннель от Бомбея до Лондона, или всего лишь построить хорошую кофейню… Важно, что вы хотите её реализовать.

Для начала – совершим небольшой экскурс в литературу и теорию сложных систем. Рассказ Рэя Брэдбери “И грянул гром” или одноименный фильм по нему, смотрело, думаю, большинство читателей. Если кто не смотрел – вкратце, сюжет таков: охотник-любитель за большие деньги отправляется на сафари на машине времени поохотиться на динозавра, который и так должен погибнуть под упавшим деревом. Люди идут по антигравитационной тропе, висящей в воздухе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые изменения в историю мира. На обратном пути охотник случайно сходит с тропы и давит ногой бабочку. И потом, вернувшись в своё время в будущем, видит, что мир чудовищно изменился: изменился даже язык, на котором говорят люди!

Рассказ вышел в 1952 году, в 2005 Эдвард Лоренц, американский математик и метеоролог, занимающийся сверхсложными системами, в том числе, планетарным климатом, ввёл выражение “эффект бабочки”. В его изложении он звучит так: “взмах крыльев бабочки в штате Айова может через некоторое время вызвать ураган в Индонезии”.

Респондент: То есть, в случае больших и сложных систем, ждать со времён ящеров до наших дней не обязательно, эффект лавинообразного нарастания изменений при относительно небольшом изменении в начальных условиях, может проявляться очень быстро с развитием событий.

В детском (?) стихотворении С. Маршака “отрицательный” эффект бабочки описан так:

 Не было гвоздя —

 Подкова пропала.

 Не было подковы —

 Лошадь захромала.

 Лошадь захромала —

 Командир убит.

 Конница разбита —

 Армия бежит.

 Враг вступает в город,

 Пленных не щадя,

 Оттого, что в кузнице

 Не было гвоздя.

Весь этот экскурс в литературу и математику сложных систем был к чему? Согласитесь, что бизнес, любой, даже простейшая торговая спекуляция, играющая на разнице оптовых и розничных цен и цен в разных локациях – штука сложная. А значит, всё вышесказанное к нему относится. А если вспомнить о том, что наше настоящее – это прошлое для нашего же будущего, то понятно, что мы постоянно запускаем в это будущее буквально стаи бабочек. С плохо, а то и вовсе не предсказуемым результатом полёта каждой из них.

Однако же интуитивно понятно, что даже слабое отклонение от верного курса в начале пути чревато большими, иногда даже убийственными для дела неприятностями в будущем. Поэтому самое неразумное, что может сделать бизнесмен, начинающий новое дело (особенно часто этим грешат начинающие бизнесмены) – это не уделять должного внимания реалистичному и скрупулёзному планированию будущего бизнеса.

Можно, конечно, если ты метишь в наполеоны и считаешь, что обладаешь его гением и удачей, действовать по принципу “Главное — ввязаться в бой, а там видно будет”. Но, чтобы по итогу не оказаться арестантом на далёком острове, почитаемым одной половиной мира и проклинаемым другой, лучше действовать по принципам людей, оставивших по себе исключительно добрую память, а не горы трупов.

Тот факт, что всё предсказать, просчитать, предусмотреть невозможно – никак не повод отказаться вообще от планирования будущего дела. И лучшее, что можно сделать для начала – это обратиться к опыту людей, у которых хорошо получалось начинать и продолжать своё дело.

Бенджамин Франклин (да, тот самый, лицо стодолларовой купюры!) интересен для нас даже не только своей сверхуспешной карьерой – от типографского рабочего до одного из самых влиятельных политиков за всю историю Нового времени, одним из отцов-основателей США. Это не считая того, что он был ещё и выдающимся учёным и мыслителем своей эпохи. Для нас важно то, что он был в хорошем смысле рефлексирующим человеком и написал весьма подробную автобиографию и отдельно – советы и наставления для начинающих бизнесменов.

Франклин едва ли не первым для увеличения эффективности своей работы начал разрабатывать систему управления собственным рабочим временем, работавшую по принципу “от большего к меньшему” (от плана жизни – к плану на год и далее к плану на день). Самые известный его афоризм “Время – деньги” знают все и употребляют к месту и, довольно часто, не к месту. Но для начала любых славных дел нам важнее другие его высказывания: “Одно сегодня стоит двух завтра”, “Один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти”. В начале любого проекта время как бы уплотняется, любая ошибка или, наоборот, хороший, сильный ход стоят “дороже”, чем тогда, когда дело уже более-менее налажено, уже идёт своим ходом. Это тривиально, но об этом нельзя забывать ни на минуту. 

Главное в начале любого дела – планирование. Сразу и навсегда: оно не имеет ничего общего с прекраснодушными, обычно слабо реалистичными планами на будущее, прожектёрством. Настоящее планирование — это весьма сложная, кропотливая и требующая серьёзных трудозатрат процедура. Её цель – превратить абстрактную, расплывчато представляемую мечту или идею в четко оформленную, последовательную программу с жестко установленными сроками. Однако, что называется, воздастся сторицей – специалисты по планированию считают, что время, затраченное на него, десятикратно  сэкономит время при реализации проекта.

Самый простой пример: один из законов Паркинсона гласит, что работа занимает все отведенное на нее время. Если вы, придя на работу, решили, скажем, написать простенькую программу “до обеда”, не надейтесь, что напишите её за полчаса. А вот если сразу отведёте полчаса, есть шанс уложиться хотя бы минут в 40.

Интересно то, что само наличие плана существенно важнее, чем его содержание. При опросах оказалось, что владельцы успешных бизнесов не заглядывали в свой план месяцами. Когда же спрашивали тех, у кого бизнес пошёл не так, как хотелось бы, или не пошёл вовсе, на порядок чаще, чем у успешных бизнесменов, выяснялось, что бизнес-плана у них или не было вовсе, или он был весьма туманным. Выходит, что само наличие продуманного и подробного бизнес-плана, анализа предстоящих действий, проработка всех ключевых элементов работы является очень важной составляющей успеха.

Старая военная истина гласит: “Никакой план не выдерживает первой встречи с врагом”. В бизнесе примерно то же самое: с первого же дня реализации задуманного ситуация будет меняться так быстро, что любой ваш план быстро потеряет актуальность.

Скотт МакНили из “Сан Микросистемз” утверждает: “В бизнесе вы каждые три недели спокойно можете выбрасывать в корзинку для бумаг любой долгосрочный план”. Но важность планирования не подлежит сомнению и, выбросив предыдущий план, надо сразу писать новый, с учётом изменившихся обстоятельств. Этот кажущийся парадокс необходимости далеко не всегда работающего плана, очевидно, можно объяснить тем, что сам процесс планирования дисциплинирует мышление и мобилизует волю и руководителя, и его подчинённых.

Однако, планирование – это только начало. В воинском командном уставе записано: команда не может быть выполнена лучше, чем она отдана. Позволим себе аналогию: действие или работа не могут быть выполнены лучше, чем они задуманы, дать лучший результат. Худший – могут. И, как правило, дают.

 

 Почему? Интуитивно понятно: потому, что в идеальные, а другими они быть в принципе не могут, планы, что называется, вмешивается жизнь. В виде как предсказуемых обстоятельств, вроде пробок в пятницу вечером, так и абсолютно непредсказуемых, вроде внезапного обвала биржи кофе в Латинской Америке из-за погодного катаклизма или прихода к власти не того правительства. В связи с этим возникает вопрос, как составлять планы, чтобы выбрасывать их в корзину не при первом же сбое, а хотя бы раз в три недели, а то и раз в три месяца?

  1. Планировать нужно “с запасом”, чтобы всегда был какой-то процент свободных ресурсов – временных, финансовых и прочих – для быстрого реагирования, затыкания внезапно возникающих “дыр”.
  2. Худшее, что можно сделать в состоянии неопределённости (в которой, по-честному, мы находимся подавляющую часть времени), – это пожертвовать чёткостью плана, ставить неопределённые цели или отдавать неясные команды. От этого неопределённость не то, что удвоится, умножится на себя. Напротив, план должен быть всегда абсолютно чётким и жестким, давать совет, что кому конкретно делать в данный момент. Гибкость же заключается в скорости обновления этого плана.
planirovanie-biznesa-oshibki

Избегайте ошибок на старте с помощью тщательного планирования

Есть хорошая старая притча о корабле, в котором в ходе долгого плавания были заменены полностью все детали: паруса, мачты, доски… И коварный вопрос в конце: а тот ли это самый корабль, который вышел в плавание? Если говорить на языке сущностей – можно задуматься. Если же говорить на языке прагматики, ответить существенно легче. Что такое корабль? Это нечто, предназначенное для того, чтобы доставить людей и груз из пункта А в пункт Б. И если изначальная задача выполняется, то всё идёт по плану и можно смело отвечать: “Да, это тот же корабль!”. Даже если в нём не осталось даже ни одного прежнего гвоздя.

Вот и с планом ровно то же самое: если первоначально поставленная мной задача выполняется, то это по-прежнему мой план, даже если в нём не осталось ни одного прежнего пункта.

 

Метки данного материала:

Другие материалы рубрики «Стиль жизни предпринимателя»
Минюст предлагает увеличить штрафы из-за инфляции

Министерство юстиции предложило увеличить штрафы по 36 статьям УК РФ. Меры необходимы для актуализации системы штрафов в условиях растущей ...

Новый закон о самозапрете: что нужно знать о кредитах

С 1 марта 2025 года вступает в силу новый закон о самозапрете на кредиты. Некоторые займы останутся доступными. Важно следить за своей кредитной ...

Как создать финансовую подушку для уверенности в будущем

Финансовая подушка должна равняться минимум трем среднемесячным зарплатам для обеспечения защиты от кризисов. Эксперты советуют аккумулировать средства в разных ...

Последние материалы на сайте
Оплата больничных для самозанятых

С 2026 года самозанятые смогут получать пособие по временной нетрудоспособности, но только в определённых случаях. Беременность и роды не будут ...

Универсальный платёжный код: риски для конкуренции

Комитет Госдумы предупреждает о возможной монополизации платежного кода, что может негативно отразиться на конкуренции и потребительских ...

Перспективы инвестиций России и Вьетнама

Михаил Мишустин в ходе визита в Ханой предложил новые возможности для взаимных инвестиций, подчеркивая значимость экономических отношений между Россией и ...

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Редакция «Нулевого Баланса»:

Телефон: +7 (499) 110-08-26

Почта: info@nulevoybalans.ru