Сертификация китайского импорта: что изменилось в 2019 году
12.11.2019 17:37
Лицензирование и сертификация, Статьи
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Импорт товаров из Китая – перспективный бизнес. Но как быть с сертификацией, условия которой претерпели изменения в I квартале 2019? К каким сложностям следует быть готовым предпринимателям? Есть ли способ обойти бюрократию и сэкономить средства? |
КАК? Анализ. Стратегии. Решения. Анализируем предпосылки изменений сертификации китайского импорта. Выясняем, как выглядит правильная схема сертификации. Оцениваем последствия изменений 2019 и потенциальные риски использования «ускоренных» сертификатов. |
В марте этого года в процедуру сертификации импорта были внесены изменения. Все они отражены в Постановлении Правительства РФ №300. Коснулись изменения прежде всего добровольной сертификации, получения сертификатов соответствия на товары из Китая, функционирования архивного реестра ФГИС.
Предпосылками для этого послужила деятельность поставщиков сертификационных услуг и массовое получение так называемых «ускоренных» сертификатов. По сути, они являются фиктивными документами. Формальные бумажки выдавались за считанные дни, образцы для испытаний никто не запрашивал, а оплата сертификатов была по карману даже самому мелкому бизнесу. «Ускоренная» декларация соответствия могла стоить 3000-4000 рублей. Полноценный сертификат обходился примерно в 20000 рублей.
Федеральная служба по аккредитации обратила внимание на массовые нарушения и инициировала ужесточение контроля. Теперь импортерам китайских товаров, желающим сэкономить на подтверждающих документах, следует учитывать все последствия такой оптимизации затрат.
Сертификация по правилам
Формальная процедура сертификации, описанная выше, сегодня если и доступна, то практически бессмысленна. Почему? Об этом ниже.
Правильная процедура сертификации предусматривает:
- Закупку образцов у поставщика товаров.
- Ввоз образцов с соблюдением предусмотренных действующим законодательством таможенных процедур.
- Подачу заявки в официальный сертификационный орган.
- Передачу образцов экспертам для проведения испытаний.
- Ожидание в течение 30–45 дней.
- Получение сертификата соответствия.
Только после этого можно закупать партию товара у китайского поставщика.
Нетрудно догадаться, что стоимость такой сертификации намного выше, да и времени она требует немало.
Отдельно стоит отметить сертификацию китайского импортного оборудования. В этом случае заявителю придется оплачивать выезд российского эксперта на завод компании-производителя.
«Ускоренным» сертификатам быть?
Федеральная служба по аккредитации начала борьбу с недобросовестными поставщиками сертификационных услуг не вчера. Но если раньше закрытие центров не влияло на их клиентов, то с марта 2019 это стало вполне реальной проблемой. Все дело в изменениях, указанных в упомянутом ранее Постановлении №300.
Согласно документу, Федеральная служба по аккредитации может проверять сертификаты закрывшихся или закрывающихся центров. Если компетентность органов сертификации не доказана, выданные документы могут отправиться в архив, то есть они будут признаны недействительными. Самое главное: в большинстве случаев не представляется возможным достоверно определить период недобросовестного выполнения органом сертификации своих функций. В таких условиях архивируются и признаются недействительными все сертификаты, выданные за последний год.
Экономия на сертификации ударяет непосредственно по импортеру. Если документы заархивированы, они не могут использоваться для ввоза товаров в РФ. Кроме того, реализация уже ввезенных товаров тоже невозможна. Придется проходить сертификацию заново, уже не в ускоренном, а в стандартном порядке. Естественно, увеличиваются затраты и имеет место упущенная прибыль из-за приостановки импорта и продаж.
Ужесточение контроля на таможне
Ответственность заказчиков услуг недобросовестных сертификационных центров является опосредованной. Для них не предусмотрены штрафы или иные санкции. То есть проблемы ограничиваются простоем и финансовыми потерями.
Совсем другое дело – предоставление фиктивных данных на таможне. За оформление декларации ответственность несет сам импортер. Таможенная служба не пренебрегает возможностью проверять надежность документов. Она вправе требовать доказательную базу (декларацию на ввоз образцов, договор с лабораторией, проводящей испытания, сам сертификат). Причем предоставленного импортером пакета может быть недостаточно. Таможенная служба может запросить в органе сертификации соответствующие сведения. Если сертификационный центр закрыт, его деятельность признана недобросовестной, а выданные документы – недействительными, импортеру придется отвечать за указание недостоверных сведений в декларации.
Федеральная служба по аккредитации рекомендует отказаться от «ускоренных» сертификатов и избегать сотрудничества с сомнительными органами сертификации. Реальный подтверждающий документ, выданный после прохождения образцами товара предусмотренных испытаний, не может стоить слишком дешево. Желание бизнеса оптимизировать затраты понятно. Но в данном случае экономия может обойтись очень дорого.
В общем, если не хотите, чтобы сертификат оказался недействительным и перемещенным в архив, заказывайте услуги в сертифицированных центрах. И будьте готовы к затратам. Увы, сертификацию пока дешевой не назовешь. Будет ли данный вопрос урегулирован на уровне правительства, пока не понятно. Но это не повод рисковать возможностью законно вести деятельность, активами, деловой репутацией сегодня.
Сотрудничайте с проверенными контрагентами, соблюдайте процедуру сертификации, получайте реальные подтверждающие документы, спокойно ввозите китайские и любые другие товары в страну и реализовывайте их на внутреннем рынке.