«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ 2019

05.02.2019 07:23  
Статьи, Управление бизнесом

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Контролёры трудовой инспекции могут явиться в организацию совсем неожиданно, хотя о плановых проверках можно узнать заранее. Как правильно подготовиться к визиту инспекторов в 2019 году? Какие документы для предъявления инспекции должны быть в порядке на предприятии? Какие типичные ошибки допускают руководители компаний при организации труда сотрудников?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Познакомиться с планом ежегодных проверок Госинспекции труда (ГИТ) можно на сайте Роструда или региональной прокуратуры, к тому же контролёры предупреждают о предстоящем визите в организацию в течение трёх рабочих дней. Внеплановая проверка объявляется за сутки до начала мероприятия с указанием обязательных документов, которые должен предоставить проверяющим работодатель. В таких случаях важно заранее подготовиться к проверке и всегда помнить – инспекторы запросто могут явиться совсем неожиданно по жалобе своего же работника.


Что будет проверять трудовая инспекция

В первую очередь контролёры проверяют рабочие и профильные документы, которые касаются соблюдения прав сотрудников организации:

— трудовые договоры, личные карточки персонала и сами трудовые книжки;
— журнал рабочего графика, табель учёта отработанных часов, сведения об отпусках и бухгалтерские ведомости о зарплатах;

— документы о медосмотрах и больничных листах;

— правила внутреннего распорядка в организации, штатное расписание, должностные инструкции, положения о зарплатах и премиях;

— документы об организации охраны труда.

Конкретный список нужных документов зависит от цели проверки, отказ от их предоставления наказывается в административном порядке.

Какие организации в первую очередь попадают под удар трудовой инспекции

Прежде всего проверки угрожают тем компаниям, где возникают проблемы с охраной труда – травматизм, чрезмерно опасные и вредные условия работы или несоблюдение техники безопасности, которые заканчиваются несчастными случаями на производстве. Именно такие организации попадают «под колпак» инспекции и включаются в план контрольных проверок на предстоящий год. Довольно часто у проверяющих возникают вопросы к тем руководителям, которые обеспечивают своих работников средствами индивидуальной защиты, к примеру, это каски и шлемы, защитные очки и наушники, специальные костюмы, противогазы, страховочные устройства и прочее. Далеко не всегда они используются с учётом специфики выполняемых работ и соблюдением срока годности изделий. Другая причина для массовых претензий – незнание сотрудниками правил охраны труда из-за отсутствия обучения и инструктажей на рабочем месте, а также недопустимо небрежное ведение соответствующих журналов. Кстати, т.н. спецоценка условий труда должна проводиться даже в офисах, где сотрудники сидят за компьютерами более половины своего рабочего времени. В таких случаях аттестация места для улучшения условий труда тоже обязательна.

Типичные нарушения, которые чаще всего наказываются инспекцией

Нередко работодатели довольно халатно относятся к ведению документов по охране труда и технике безопасности: например, Журнал регистрации инструктажа явно запущен, обязательных программ инструктажей и инструкций по охране труда вообще нет, как и приказов руководителя о регулярном обучении и проверке знаний сотрудников по это важной тематике. Инспекторы могут строго наказать тех руководителей, которые умышленно устраивают на работу граждан (особенно иностранцев) без официального оформления или допускают в трудовых договорах «пробелы» — нет данных о зарплате или самой подписи работника, а трудовые книжки вообще не заводят. Это делается для того, чтобы потом и так мизерную зарплату (ниже МРОТ) систематически задерживать фактически бесправным работникам.

Какие полномочия имеют трудовые инспекторы

Полный список полномочий определён в Постановлении Правительства № 875 от 1.09.2012 года. Прежде всего они могут:

— проводить проверки в любое время суток с предъявлением приказа и своего служебного удостоверения;

— расследовать несчастные случаи в следствие нарушения норм охраны труда;

— выписывать работодателям обязательные к исполнению предписания об отстранении от работы отдельных сотрудников с указанием причин;

— обращаться в суд с требованием закрыть компанию, чтобы потом в качестве эксперта участвовать в судебном процессе.

ВАЖНО: контролёр не вправе проводить инспекцию компании без присутствия директора и забирать оригиналы любых проверяемых документов из организации.

Метки данного материала:

Другие материалы рубрики «Управление бизнесом»
КРЕДИТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Часть 2
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Чаще всего банковский кредит юрлицам – ИП или ООО нужен для открытия своего дела или для дальнейшего развития бизнеса. Какие этапы нужно пройти на этом нелёгком пути получения кредита, ведь банки строго изучают платёжеспособность своих клиентов? Какие документы ...
КРЕДИТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Часть 1
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Чаще всего банковский кредит юрлицам – ИП или ООО нужен для открытия своего дела или для дальнейшего развития бизнеса. Какие виды кредитов можно получить в банках и какие именно необходимы для определённого вида предпринимательства? Какие требования предъявляют ...
ПРОВЕРКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА В 2019 ГОДУ
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Плановые проверки на этот год утвердил Госпожнадзор. Какие требования пожарной безопасности предъявляются к фирмам и что проверяют в первую очередь? Как избежать внеплановых проверок? Какие штрафы придётся заплатить за нарушения? Как подстраховаться и соблюдать ...
Последние материалы на сайте
КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. При желании предприниматель может заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), тогда нужно быть готовым к новым трудным задачам в бизнесе. Почему возникает необходимость обязательно оформлять валютный счёт? Для чего нужно прохождение валютного контроля для ...
КАК ИЗБЕЖАТЬ КАССОВОГО РАЗРЫВА
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Кассовым разрывом называется временный недостаток финансов предприятия для платы по обязательствам. Как избежать этой неприятной ситуации в бизнесе? За счёт каких средств можно покрыть кассовый разрыв и можно ли его предотвратить? КАК? Анализ. Стратегии. Решения. ...
КАК ЗАПАТЕНТОВАТЬ НАЗВАНИЕ ФИРМЫ
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи. Получение патента на название фирмы процесс довольно долгий, зато потом предприятие получает очевидные преимущества в бизнесе. Зачем вообще нужен такой патент, если товарный знак уже зарегистрирован? В чём разница между брендом и фирменным названием? Куда подавать ...
 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»