Внешнеэкономическая деятельность
«Нулевой баланс» в соцсетях:    ВК   ТГ      

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Африка занимает второе место по числу жителей среди континентов, уступая только Евразии. Здесь живет более 1,4 млрд человек, что составляет 18% от всего населения Земли. Эксперты утверждают, что Африка обладает 12% мировых запасов нефти, 42% золотых месторождений, 60% марганцевых руд и многими другими ресурсами. Например, континент удовлетворяет 90% мирового спроса на платину и 52,5% на алмазы. Однако, несмотря на богатство природных ресурсов, по статистике Всемирного банка, доля Африки в мировом промышленном производстве и экспорте товаров составляет менее 3%. Большинство стран континента все еще сосредоточены на сельском хозяйстве и экспорте сырых материалов, особенно минералов.

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Истории экономических отношений России (и СССР) с Африкой

До 1990-х СССР активно сотрудничал с Африкой, поддерживая ее в борьбе за независимость и реализуя множество инвестиционных проектов. Но после его распада Россия столкнулась с внутренними проблемами, что привело к ухудшению отношений с африканскими странами. В период реформ связи между странами ослабли на всех уровнях.

С середины 2000-х Россия активизировала экономические отношения с Африкой, с рядом визитов руководства страны на континент. Участились встречи на различных уровнях, включая правительственный и бизнес. Россия стремится к взаимовыгодному партнерству с Африкой, уважая ее суверенитет и избегая идеологических давлений. Российские компании интересуются ресурсами и инфраструктурными проектами в Африке, в то время как африканские страны ищут российские инвестиции, технологии и образовательные возможности.

Важность дальнейшего развития экономических отношений между Россией и Африкой

Первое значимое мероприятие “Россия — Африка” состоялось в Сочи в октябре 2019 года. Однако, активное внимание России к африканскому континенту началось еще в 2016 году, когда в рамках Петербургского международного экономического форума был организован круглый стол на тему “Россия — Африка: расширение границ”. Эксперты подчеркивают, что после распада Советского Союза, когда между Россией и африканскими странами были крепкие связи, отношения между сторонами ослабли, и потребовалась их активная перезагрузка.

После завершения первого саммита “Россия — Африка” стороны приняли объединенную декларацию, в которой было выделено 47 направлений для совместной работы. Эти направления включали в себя углубление политического диалога, сотрудничество в области безопасности, а также 20 пунктов, связанных с экономическими, образовательными и гуманитарными аспектами. Среди ключевых задач было увеличение объема торговли между Россией и африканскими странами, а также поддержка предпринимательских инициатив с обеих сторон. Тем не менее, многие из этих амбициозных планов так и не были воплощены в жизнь.

В феврале 2023 года российский лидер Владимир Путин подчеркнул значение африканских наций как “ключевых и стабильных союзников” для России. Он выразил уверенность в том, что предстоящий саммит в Санкт-Петербурге станет платформой для дальнейшего углубления взаимодействия между Россией и африканскими странами. Путин также отметил, что отношения между сторонами стали более активными после проведения первого саммита четыре года назад.

27-28 июля 2023 года Санкт-Петербург стал площадкой для проведения Второго Саммита и Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка.

Даже в условиях интенсивного внешнего давления со стороны Запада, мероприятие собрало представителей 48 африканских государств. При этом 27 из них делегировали своих высших и вторых по статусу официальных лиц. Кроме того, на форуме были представлены пять ведущих интеграционных ассоциаций континента.

Во время диалога участники акцентировали внимание на необходимости создания многополярного мирового порядка, основанного на равенстве и партнерстве всех государств. Они подчеркнули важность равноправного международного взаимодействия.

На Форуме “Россия – Африка” было подписано 161 соглашение, что свидетельствует о желании сторон усилить взаимодействие в разных областях. Особое внимание было уделено гуманитарному сотрудничеству. Из них:

  • 56 документов касались укрепления дипломатических и культурных связей;
  • 51 соглашение акцентировало важность научного и образовательного обмена;
  • По 10 соглашений были посвящены научно-техническому партнерству и внешнеэкономической деятельности, подтверждая интерес к технологическому и торговому сотрудничеству.

Таким образом, Форум стал платформой для углубления отношений между Россией и странами Африки в ключевых направлениях сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Основные направления внешнеэкономического сотрудничества

Африка становится все более заметной на мировой арене, активно развивая свои торговые и экономические связи. Согласно статистике UNCTAD, в 2022 году доля континента в глобальной торговле составила 2,6% по экспорту и 2,8% по импорту, что свидетельствует о растущем влиянии региона в мировой экономике.

Особое внимание следует уделить запуску Африканской зоны свободной торговли (AfCFTA) в 2021 году. Этот проект призван стимулировать торговлю между странами континента, устраняя торговые барьеры и содействуя экономической интеграции. Инициатива AfCFTA может стать ключевым фактором в ускорении экономического роста и развития Африки, укрепляя внутренние рынки и создавая новые возможности для предпринимателей и инвесторов.

Африка становится все более привлекательной для международной торговли, и Россия видит в этом потенциал для укрепления своих экономических связей. Однако конкуренция на африканском рынке остается высокой, особенно со стороны таких экономических гигантов, как Китай.

По данным ITC Trade map, в 2021 году Китай укрепил свои позиции в африканской торговле, увеличив свою долю в экспорте и импорте стран континента. Это подтверждает роль Китая как ключевого торгового партнера для многих африканских стран.

С другой стороны, Россия, несмотря на свои исторические и культурные связи с Африкой, занимает относительно скромное место в торговле с континентом, занимая 14-е место по экспорту и 51-е место по импорту. Это указывает на необходимость активизации российских усилий в направлении расширения экономического сотрудничества с африканскими странами.

Горнодобывающая отрасль: добыча драгоценных металлов и алмазов

Африка укрепляет свои позиции как ключевой экономический партнер России. По статистике Минэкономразвития России, торговый оборот между странами в 2022 году достиг впечатляющих $18 млрд.

В лидерах российского экспорта в Африку находятся аграрные товары, прежде всего пшеница и меслин, занимающие примерно 25% от общего объема. Это подтверждает статус России как важного экспортера зерновых в регион. Также нефть и ее производные составляют важную часть экспорта, достигая 22%.

В контексте инвестиций, основное внимание России в Африке сосредоточено на секторе природных ресурсов. От 60% до 70% инвестиций приходится на нефтегазовую отрасль, а также на добычу таких минералов как уран, бокситы, алмазы и железная руда. Это подчеркивает стратегическое значение Африки для России как источника ценных ресурсов и интерес российского бизнеса к минеральным ресурсам континента.

Долгосрочные и устойчивые экономические отношения с Африкой стали ключевым приоритетом для российских компаний. Особое внимание уделяется странам Северной Африки, таким как Египет, Алжир, Тунис и Марокко, а также крупным экономикам континента, таким как Нигерия и ЮАР. Эти страны привлекают российских инвесторов своим экономическим потенциалом, стабильностью и относительной близостью к российскому рынку.

Однако работа в Африке также связана с определенными рисками, связанными с политической нестабильностью, экономическими колебаниями и другими факторами. Чтобы минимизировать эти риски, российские компании активно сотрудничают не только на корпоративном, но и на государственном уровне. Такая двусторонняя коммуникация позволяет лучше понимать особенности местного рынка, налаживать доверительные отношения и создавать благоприятные условия для бизнеса.

В перспективе, учитывая активное взаимодействие и стремление к укреплению партнерских отношений, можно ожидать увеличения торгового оборота между Россией и африканскими странами, что будет способствовать экономическому росту обеих сторон.

Российские компании активно участвуют в развитии экономики Африки, вкладываясь в крупные и стратегически важные проекты. Одним из ярких примеров такого сотрудничества является проект по разработке месторождения Дарвендейл, которое считается одним из крупнейших платиновых месторождений в мире. Этот проект подчеркивает интерес России к драгоценным металлам и ее стремление укрепить свое положение на мировом рынке.

Кроме того, российская промышленная зона в экономической зоне Суэцкого канала в Египте является ключевым проектом, который подтверждает стратегическое партнерство между Россией и Египтом. Этот проект способствует созданию рабочих мест, привлечению инвестиций и укреплению экономических связей между двумя странами.

“Русал” также активно работает в Африке, осуществляя добычу бокситов на месторождении Фригия. Этот проект подчеркивает важность Африки как региона с огромными природными ресурсами и потенциалом для долгосрочного сотрудничества.

Однако одним из самых успешных и долгосрочных проектов является совместное предприятие Catoca между “Алросой” и ангольской компанией Endiama. Этот проект демонстрирует прочные и доверительные отношения между российскими и африканскими партнерами, которые были выстроены на протяжении десятилетий. “Алроса” и ее партнеры успешно сотрудничают, разрабатывая одни из крупнейших алмазных месторождений в мире, что подтверждает высокий уровень профессионализма и взаимного доверия между сторонами.

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Торговля: основные экспортные и импортные товары

Россия усиливает свои экономические и стратегические связи с Африкой, демонстрируя готовность к долгосрочному партнерству. Этот курс подтверждается решением России о списании долгов африканских государств.

Владимир Путин, президент России, выразил интерес к сотрудничеству с Африканской зоной свободной торговли, что может стать отправной точкой для глубокого экономического взаимодействия между Россией и странами континента. Это сотрудничество может развиваться как в рамках Евразийского экономического союза, так и на двустороннем уровне.

Ведущие российские корпорации, включая «Роснефть», «Газпром нефть», «РусГидро», АЛРОСА и ЛУКОЙЛ, активно расширяют свое присутствие в Африке, подтверждая стратегическую значимость этого региона для России.

Россия активно вкладывается в энергетический сектор Африки, и проект «Росатома» в Египте, связанный со строительством АЭС «Эль Дабаа», является отличным примером такого взаимодействия. Этот проект не просто отвечает на возрастающую потребность в электроэнергии в Египте, но и демонстрирует успешное технологическое партнерство между Россией и Африкой.

В общем контексте, активное участие России в африканских инициативах подчеркивает амбиции Москвы укрепить свои позиции в регионе и развивать всеобъемлющее партнерство.

Россия активно наращивает экономическое сотрудничество со странами Африки, что подтверждается ростом товарооборота. Однако разница в данных Международного торгового центра (ITC) и официальной статистикой России может указывать на различные методы подсчета или учета разных категорий товаров и услуг.

Президент России Владимир Путин подчеркнул, что текущий уровень товарооборота между Россией и африканскими странами еще не достиг своего потенциала. Он выразил уверенность в том, что существует множество возможностей для дальнейшего укрепления экономических связей.

Один из способов стимулирования роста товарооборота — это переход к расчетам в национальных валютах. Это может снизить зависимость от доллара и евро, уменьшить валютные риски и укрепить экономическую суверенитет обеих сторон.

Кроме того, создание новых логистических маршрутов и улучшение инфраструктуры могут сделать торговлю более эффективной и доступной. Это, в свою очередь, может привести к увеличению объемов экспорта и импорта между Россией и странами Африки.

В целом, активное развитие экономических отношений между Россией и Африкой свидетельствует о стремлении обеих сторон к долгосрочному и взаимовыгодному партнерству.

Москва активно исследует возможности укрепления экономических связей с Африкой, осознавая, что существующий дисбаланс торговли требует коррекции. Хотя северные и южные регионы континента уже вовлечены в торговые отношения с Россией, центральная часть Африки, включая Сахель, остается пока мало представленной в этом аспекте.

Основные товары, которые Россия экспортирует в Африку, включают зерновые и топливо. При этом пшеница и меслин составляют четверть всех российских поставок, а нефть и нефтепродукты — еще 22%. Эти данные подтверждаются статистикой Минэкономразвития.

С учетом текущего уровня товарооборота и потенциала роста, Москва ожидает, что к 2030 году товарооборот между Россией и странами Африки удвоится, достигая отметки в $36 млрд. Это амбициозная цель, но учитывая растущий интерес к Африке как к региону с большим экономическим потенциалом, такой рост кажется вполне реалистичным.

Для достижения этой цели России потребуется расширить ассортимент экспортируемых товаров, укрепить инфраструктурные связи и углубить двусторонние отношения на государственном и частном уровнях.

Удобрения и химия

Россия активизировала свои действия в области экспорта минеральных удобрений на африканский континент. С 2018 по 2022 годы объем российских экспортных поставок удобрений в Африку возрос более чем в два раза, достигая отметки в 1,6 млн тонн. Это отражает увеличивающийся интерес африканских стран к минеральным удобрениям и эффективность российских производителей на этом рынке.

Учитывая активное развитие аграрного сектора в Африке и цель улучшения урожайности, минеральные удобрения становятся критически важными. Россия, обладающая значительными резервами этих удобрений, выступает ключевым поставщиком для многих государств континента.

Среди основных российских партнеров по поставкам удобрений в Африку выделяются такие страны, как ЮАР, Марокко, Сенегал, Танзания, Кот-д’Ивуар, Кения и Камерун. Эти страны активно развивают свое сельское хозяйство и нуждаются в качественных удобрениях.

Что касается российских компаний, то на рынке Африки они представлены крупнейшими игроками отрасли. “Фосагро”, “Еврохим”, “Акрон”, “Уралкалий”, “Уралхим” и “Тольяттиазот” являются ведущими поставщиками минеральных удобрений на континент, обеспечивая потребности африканских фермеров в высококачественных продуктах для повышения урожайности своих земель.

Санкционное давление 

Санкции, наложенные на российские компании, оказались бумерангом для мировой экономики. Ограничения в сфере минеральных удобрений привели к сокращению их мирового предложения, что, в свою очередь, стало причиной резкого снижения запасов сельскохозяйственных культур. Это стало настоящим ударом для мирового аграрного сектора, так как минеральные удобрения играют ключевую роль в увеличении урожайности.

Сокращение запасов продовольствия до минимальных за два десятилетия уровней вызвало рост продуктовой инфляции, усилив проблемы мирового голода. Стоимость минеральных удобрений также выросла из-за нарушения цепочек поставок, что сделало их менее доступными для многих стран, в том числе для африканских.

Российские компании, будучи крупнейшими игроками на рынке минеральных удобрений, столкнулись с проблемами в своей деятельности из-за санкций. Это привело к снижению экспорта удобрений, что, в свою очередь, усугубило проблемы в аграрном секторе многих стран, особенно в Африке. Таким образом, санкции, нацеленные на ограничение деятельности российских компаний, в конечном итоге нанесли ущерб глобальной экономике и усилили социальные проблемы во многих регионах мира.

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Сложности с логистикой

Логистические проблемы, с которыми сталкивается Россия при сотрудничестве со странами Африки, являются следствием геополитической обстановки и решений крупных мировых транспортных компаний. Отсутствие прямых морских перевозок между Россией и Африкой увеличивает стоимость и время доставки товаров, что, безусловно, влияет на конкурентоспособность российских продуктов на африканском рынке.

Транзит через третьи страны добавляет дополнительные сложности, такие как необходимость перегрузки, риски задержек и потерь, а также увеличение стоимости транспортировки. Это особенно актуально для товаров с ограниченным сроком годности, таких как продукты питания.

Однако, несмотря на эти препятствия, российские компании продолжают искать пути оптимизации логистики. Возможное решение может заключаться в создании совместных логистических центров или хабов в стратегически важных портах Африки, таких как Суэц или Дурбан. Такие центры могут обеспечивать хранение, перегрузку и дальнейшую дистрибуцию товаров, что упростит и удешевит процесс доставки до конечного потребителя.

Также важно активно сотрудничать с африканскими партнерами на государственном уровне для улучшения инфраструктуры и создания благоприятных условий для торговли. Развитие портовой инфраструктуры в Африке открывает новые возможности для российских экспортеров и может стать ключевым фактором успешного сотрудничества в будущем.

Логистические и таможенные препятствия на пути российско-африканской торговли являются серьезным вызовом для экспортеров с обеих сторон. Африка, будучи континентом с множеством государств, имеет сложную систему таможенного регулирования, что затрудняет процесс торговли.

  1. Дополнительные документы: Несмотря на то что африканские порты не приостановили работу с российскими грузами, требование дополнительных документов, подтверждающих происхождение груза, создает дополнительные трудности и затраты времени для экспортеров.
  2. Внутриконтинентальная логистика: Высокая стоимость транспортировки внутри Африки связана с недостаточно развитой инфраструктурой, отсутствием единой транспортной сети и проблемами с безопасностью.
  3. Таможенное оформление: Многочисленные инстанции, требующие различные документы для оформления грузов, создают усложненный процесс, который может привести к задержкам и дополнительным издержкам.
  4. Задержки на границе: Задержки, связанные с длительным процессом таможенного оформления, могут существенно увеличить стоимость доставки товаров, делая некоторые сделки нерентабельными.

Для решения этих проблем необходима активная работа на государственном уровне, а также сотрудничество с местными партнерами и бизнес-сообществами. Возможными решениями могут быть:

  • Создание совместных логистических центров или хабов в ключевых портах Африки.
  • Упрощение и стандартизация таможенных процедур.
  • Развитие двусторонних и многосторонних соглашений для упрощения торговли.
  • Инвестирование в развитие инфраструктуры и логистических маршрутов внутри континента.

Таким образом, несмотря на существующие препятствия, существует множество возможностей для улучшения и оптимизации российско-африканской торговли.

Одним из препятствий для эффективного сотрудничества является недостаточная осведомленность обеих сторон о том, что они могут предложить и чего ожидают друг от друга. Это относится как к интересам африканских стран в российских продуктах и инновациях, так и к способности африканских государств напрямую поставлять товары в Россию. По мнению эксперта, необходимо не только усилить финансовую поддержку, но и активно работать над продвижением.

Пути решения

Эффективное сотрудничество между Россией и африканскими нациями требует длительного пребывания на континенте и установления доверительных связей с местными деловыми партнерами. Важно осознать, что африканский рынок в ближайшие годы может стать одним из ключевых для России из-за ряда причин. Пока государство формирует стратегию взаимодействия и минимизации рисков, корпорации и банки должны активно изучать регион и устанавливать партнерские связи.

Как отмечают эксперты, “сейчас мы наблюдаем усиление использования дирхамов ОАЭ и китайских юаней в торговых операциях, при этом активизируем роль российского рубля”. Для этого необходимо создать соответствующую платежную систему, открывать взаимные банковские счета и разрабатывать альтернативные платежные механизмы, не зависящие от SWIFT. Это становится приоритетом для российских и африканских финансовых учреждений.

Для устранения проблем в торговых отношениях с Африкой необходимо сосредоточиться на развитии инфраструктуры, включая логистику и цифровую интеграцию. Стандартизация таможенных процедур также играет важную роль. Основная задача российского правительства и бизнеса – активизировать присутствие российских товаров на африканских рынках. Участие в выставках, преодоление информационных преград и открытие торговых миссий в Африке могут способствовать достижению этой цели.

Внешнеэкономическая деятельность с Африкой

Перспективы сотрудничества в условиях высокой конкуренции

В 2021 году Россия экспортировала в страны Северной Африки главным образом злаки и минеральные топлива, в том числе нефть. Импорт из Северной Африки включал в себя фрукты, орехи, овощи и одежду, в том числе женские и мужские наряды, такие как платья и костюмы. Из Южной Африки основные закупки касались овощей, руд, а также автомобилей и их деталей.

По данным ITC, рынки России и Африки обладают значительным неиспользуемым экспортным потенциалом. Африка может увеличить экспорт в Россию до 1,9 млрд долларов, причем страны Северной Африки могут внести вклад на сумму 865 млн долларов, а Восточной Африки — 378 млн долларов. Ключевые товары для экспорта из Африки в Россию включают фрукты, минеральные ресурсы, какао и химические продукты.

Россия видит большой экспортный потенциал на африканских рынках. Страны Северной Африки предлагают возможности на сумму 3,9 млрд долл., Восточной Африки — 674 млн долл., Западной Африки — 602 млн долл., Центральной Африки — 245,2 млн долл., и Южной Африки — 99 млн долл. По прогнозам ITC, Россия может усилить экспорт в Африку, акцентируя внимание на товарах, таких как пшеница, металлы и древесные изделия.

Сотрудничество России с Африкой охватывает различные области, с акцентом на усиление торговли и обмен услугами. В области туризма растущий интерес к странам Восточной и Южной Африки, таким как ЮАР, Мадагаскар и Танзания, подчеркивает важность этого сектора. Однако Египет и Сейшелы продолжают оставаться популярными направлениями среди российских туристов.

Образовательные услуги также играют важную роль в сотрудничестве России и Африки. За последние 13 лет число африканских студентов в российских вузах возросло в три раза. Сейчас в России обучается приблизительно 35 тыс. африканских студентов, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом рассматривается возможность увеличения квот для бесплатного обучения студентов из Африки в российских университетах.

Инвестиционные отношения также являются ключевым элементом сотрудничества между Россией и Африкой. В 2021 году Африка привлекла иностранные инвестиции на сумму 83 млрд долл., что в два раза превышает показатель предыдущего года, подтверждая растущий инвестиционный интерес к континенту. Несмотря на конкуренцию со стороны Китая, Россия активно финансирует проекты в африканском секторе нефти и газа, а также в области ядерной энергетики.

В свете текущих геополитических изменений Россия активно ищет новые рынки и стратегических партнеров, уходя от традиционных западных связей. В этом контексте Африка выделяется как ключевой регион для укрепления двусторонних отношений. Однако, несмотря на активные дипломатические усилия, бизнес сталкивается с рядом проблем: от отсутствия гарантий до проблем с логистикой и оплатой.

Учитывая продолжающиеся санкции со стороны Запада, углубление отношений с африканскими странами кажется одним из наиболее обещающих путей для России. Однако это также требует преодоления конкурентных препятствий на пути к успешному партнерству.

Основные формы расчётов ВЭД

Как показывает практика, предприниматели оказываются в довольно сложной ситуации, когда импортируют товары из заграницы: при заключении контракта с иностранцами компании-поставщики настаивают на своих условиях расчётов, что порой не совпадает с требованиями нашего валютного законодательства. Под особым контролем оказываются те внешнеторговые сделки, по которым товар оплачивают авансом. А потому нужно стараться заранее выбирать оптимальные способы расчётов, чтобы не нарушать установленные законодательством правила. Российские фирмы могут использовать несколько форм расчётов: банковский перевод, аккредитив, инкассо, предоплату, коммерческий кредит (оплата по факту поставки), открытый счёт, а также использовать банковскую гарантию. Согласно валютному законодательству в контрактах обязательно должна прописываться форма платежа, которая указывается в специальной части документа с подробным описанием его условий.

  1. Банковский перевод используется импортёром для оплаты определённой суммы поставщику. При этом банк не отвечает за исполнение платежа по контракту, и не занимается контролем реальной поставки товара или передачей документов покупателю. Банк обязан только перевести деньги со счёта отправителя перевода на счёт получателя, когда предоставляется платёжное поручение.
  2. Аккредитив является банковским обязательством провести по договорённости с импортёром сумму платежей иностранному поставщику в определённые сроки, если предоставлены документы, которые подтверждают отгрузку товара в соответствии с условиями аккредитива. Здесь возможно предоставление кредитной организацией полномочий другому банку (иностранному тоже) провести эти платёжки.
  3. Инкассо – это способ расчёта для иностранного поставщика при поручении своей кредитной организации принять от импортёра указанную сумму или подтверждение (акцепт) в оплате этой суммы в установленные по контракту сроки. При этом банк также кроме самостоятельных действий может проводить операции через другую кредитную организацию. Чтобы обосновать поставку, иностранная компания предоставляет коммерческие или финансовые бумаги (счета-фактуры, векселя и т.п.), которые её банк посылает кредитной организации импортёра с обязательным в таких случаях поручением.
  4. Предоплату или авансовый платёж импортёр производит до отгрузки товара (иногда даже до производства продукции) в качестве условия платежа или формы расчёта. Обычно предоплата может составлять до трети (и более) суммы контракта (иногда до 100%, если импортёр очень заинтересован в поставке так необходимого ему определённого товара).
  5. Коммерческий кредит тоже по сути предоплата, но это может быть рассрочка или отсрочка платежа за уже поставленный товар. Здесь кредиторами могут быть и сам заказчик, и экспортёр.
  6. Открытый счёт используют в периодических платежах покупателя поставщику после получения товара, когда по сути движение товаров опережает движение денег. Сначала поставляется товар, а потом по договорённости в течение определённого периода (месяц, два или три) на счёт приходят деньги. Если срок оплаты превысил 30 дней, такой счёт становится не наличным расчётом, а расчётом в кредит.
  7. Банковскую гарантию на бумаге кредитная организация выдаёт импортёру для подтверждения уплаты иностранной компании определённой суммы за товар, если заказчик предоставляет в банк-гарант своё требование также в письменном виде в соответствии с условиями контракта.

Банковский перевод – наиболее популярная форма расчёта

Преимущества перевода очевидны – простота, дешевизна и оперативность, но есть и недостатки: продавец товара очень рискует при поставке в кредит, а покупатель – при переводе авансом.

Как это работает: после заключения контракта между получателем товара и поставщиком импортёр отправляет в свой банк заявление на перевод. Затем банк импортёра направляет это платёжное поручение в банк поставщика, где проверяют подлинность документа и проводят перевод денег на его счёт.

По мнению экспертов, в последнее время наши предприниматели меньше стали использовать в своей деятельности переводы, и всё больше применяют более сложные формы расчётов – аккредитивы, инкассо, банковскую гарантию.

Преимущества и недостатки документарного аккредитива

Аккредитив – наиболее выгодный вариант расчёта для экспортёра, потому что банк должен проконтролировать условия поставки по контракту с иностранным контрагентом. Если сравнивать с банковским кредитом, открытие аккредитива, которое подтверждено западным банком, обходится значительно дешевле за счёт более низких процентов – на 4-5%. Однако, пока далеко не все отечественные банки, с которыми могли бы работать иностранные кредитные организации, открывают аккредитивы. Проблема ещё и в том, что некоторые банки за эту услугу могут потребовать внесения залога в зависимости от финансового состояния импортёра и суммы на аккредитиве (кстати, в качестве залога принимаются товары в обороте). Тем не менее именно эту форму расчёта предприниматели чаще всего применяют во внешнеторговой деятельности, поскольку мало знающих друг друга продавца и покупателя разделяют не только языковые барьеры, но и приличные расстояния. Поставщик может быть уверен в получении платежа за свой товар полностью и без задержек, если вовремя выполняет по договору обязательства, подтверждённые документами, а импортёру гарантируется получение нужного качества товара в установленные сроки.

Как это работает: после открытия импортёром аккредитива в своём банке-эмитенте, исполняющий банк проверяет сопутствующие документы на товар (сертификаты качества, счета-фактуры, транспортные бумаги). В тексте самого аккредитива указывают среди прочего срок действия, сумму сделки, условия поставки, наименование и количество товара. Если в ходе проверки обнаружены несоответствия, документы возвращаются поставщику без оплаты, хотя комиссия банку уже уплачена. После отправки проверенных документов из исполняющего банка в банк-эмитент, их получает импортёр. Уплата банковской комиссии зависит от прописанных в аккредитиве условий: за услугу могут заплатить обе стороны, или один импортёр.

По сути аккредитив – это не деньги, а лишь межбанковское соглашение, гарантирующее экспортёру полную оплату товара по представлению документов, которые соответствуют прописанным в аккредитиве условиям, даже если импортёр по каким-то причинам не хочет платить за товар.

Какие виды аккредитива используют

Отзывный аккредитив импортёр может отозвать без согласия поставщика в отличие от безотзывного, а потому не гарантирует оплату экспортёру, и используется довольно редко. Покрытый аккредитив предусматривает списание денег со счёта импортёра с момента его открытия, а значит эти средства станут недоступными покупателю в течение всего срока действия аккредитива. Такой аккредитив стоит примерно до 0,5% от суммы контракта (минимум 50 долл.). Непокрытый аккредитив применяется чаще, поскольку банк-эмитент гарантирует платёж экспортёру, и не требует с импортёра денежного обеспечения на всю сумму контракта. За открытие такого аккредитива нужно заплатить уже от 8 до 13% годовых. Эта операция не так выгодна покупателю, поскольку для открытия покрытого аккредитива ему приходится брать банковский кредит и платить проценты, ведь аккредитив должен быть открыт до получения товара (хотя здесь импортёр может контролировать выполнение условий контракта поставщиком через банки).    

В международной торговле используется ещё и резервный аккредитив (стэнд-бай), который гарантирует импортёру и поставщику возмещение расходов и возможных потерь, если обязательства по контракту были сорваны. Другие специальные виды аккредитивов: «с красной оговоркой» – авансовый, револьверный возобновляемый, или трансферабельный – переводной используются в наших банках крайне редко, поскольку опыта их применения участниками ВЭД практически нет, к тому же применение этих видов аккредитивов в валютном законодательстве не отрегулировано.

Почему инкассо не очень распространённый вариант расчётов

Как правило, наши предприниматели используют этот инструмент только при сделках с поставщиками из Индии, Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии, где местное законодательство требует применять именно этот способ расчётов. Документарное инкассо используют при ввозе и вывозе товаров, но определённые преимущества имеет импортёр.

Как это работает: после отгрузки товаров поставщик составляет инкассовое поручение, куда включают различные сертификаты, счета-фактуры, транспортные накладные, переводные векселя (тратты), которые выписаны на импортёра. Это поручение направляется из банка поставщика в банк покупателя. Если в нём содержится инструкция “платёж против представления документов”, документы и права на товар передаются импортёру сразу же после фактической оплаты поставщику без всяких отсрочек. Если в поручении указан “платёж против акцепта тратт”, импортёр должен получить документы после подтверждения оплаты товара в течение указанного в тратте срока (обычно 3 мес.), т.е. поставщик предоставляет ему по сути коммерческий кредит. 

Выгода инкассо для импортёра очевидна: он сам проверяет документы и договаривается с контрагентом об отсрочке платежей на несколько недель, при этом банк может отказать в платеже, если импортёр не выполнил свои обязательства по документарному инкассо.  

Аккредитив или инкассо?

По сути это аналогичные формы расчётов с некоторыми отличиям, поскольку называются «документарными формами»: в обоих случаях ответственный за операцию банк обязан получить подтверждающие факт товарной отгрузки документы, и только потом переводит платёж иностранному поставщику. Различия заключаются в роли кредитной организации заказчика при этих расчётах. К примеру, при открытии аккредитива банк обязан провести оплату за товары средствами импортёра при получении от поставщика документов, которые должны соответствовать условиям этой формы расчёта. Этого не требуется от банка в случае использования инкассо, поскольку по сути он является посредником и не может списать средства со счёта импортёра без его согласия. Аккредитив наиболее выгоден поставщику, поскольку надёжно гарантирует полученное до начала отгрузки обеспечение платежа. Однако, есть и недостатки – эта форма расчёта наиболее обременительная для импортёра, ведь для оформления платежа нужно правильно составить довольно сложные по заполнению документы, и не опоздать вовремя предоставить в банк эти бумаги, прохождение которых запросто может задержаться во время согласования с банком-партнёром. Кроме того, покупатель обычно берёт банковский кредит, чтобы открыть аккредитив. В итоге эта услуга стоит очень дорого, ведь банки берут ещё и высокую комиссию, чего не скажешь о более дешёвом инкассо, который более выгоден покупателю, потому что его право на действительно поставленный товар защищены банками до момента оплаты документов. Основными недостатками инкассо считают также длительное прохождение бумаг через банки и затяжку оплаты на месяц и дольше. В отличие от аккредитивного расчёта здесь импортёр может отказаться оплачивать представленные товарораспорядительные документы, тогда поставщику придётся тратиться на хранение груза и перевозку обратно.

Почему предоплата – самая невыгодная форма расчётов для импортёра

Наш импортёр (особенно начинающий) обычно сталкивается с диктатом иностранных компаний-поставщиков, которые буквально навязывают свои условия расчётов: использовать аккредитив или предоплату, что бывает невыгодно отечественным предпринимателям. Самым рискованным платежом считают именно предоплату (особенно 100-процентную), поскольку импортёр оплачивает товар именно до отгрузки (бывает даже до производства продукции), кредитуя экспортёра. Поставку товара могут по каким-то причинам задержать или не привезти вовсе, вполне возможно и не соответствие груза заказу. При оплате по факту поставки риски минимальны, ведь заказчик сначала проверяет полученный товар, и только потом платит за коммерческий кредит. Именно поэтому банк поставщика обычно предоставляет покупателю гарантию возврата предоплаты, если условия сделки не выполнены или товар не поставлен.

Кто использует коммерческий кредит

Эту форму расчёта по факту поставки товара используют в основном тоже дочки транснациональных корпораций, к примеру, те российские компании, которые производят свою продукцию из импортного сырья. А потому все расчёты за централизованные закупки ведутся на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Здесь даже никаких гарантий не требуется, поскольку крупная компания с хорошей репутацией может получать все материалы в кредит.

Как это работает: используют выгодные и для поставщика, и покупателя переводные векселя, которые в качестве коммерческого кредита позволяют отсрочить платёж для импортёра. Покупатель может получить доход от продажи товара и выплатить поставщику стоимость векселя, не привлекая заёмные средства. При использовании оборотного инструмента экспортёр по своему усмотрению или расплачивается с контрагентом, или меняет вексель на реальные деньги в любое время – досрочно получает платёж с дисконтом. Чтобы совершить эту операцию, поставщик должен предъявить вексель к учёту в кредитную организацию, которая просто покупает ценную бумагу по передаточной подписи – индоссаменту.   

Почему открытый счёт используется редко

При использовании этой формы поставщик должен полностью доверять проверенному и платёжеспособному покупателю, когда торговые отношения постоянны (транснациональные корпорации, заграничные филиалы и т.п.). В других случаях открытый счёт – самая невыгодная форма расчётов для поставщика, поскольку между отгрузкой товара и самим платежом время существенно затягивается. Своевременность и полнота платежа не гарантируется, ведь банковского контроля нет.

Как это работает: после отгрузки товара и отправки бумаг покупателю поставщик фиксирует стоимость поставки в своих книгах задолженность в дебет открытого покупательского счёта. Импортёр таким же образом делает обратную запись, но в кредит счёта поставщика. После оплаты товара переводом, чеком или векселем в установленные контрактом сроки контрагенты делают в своих книгах обратные записи. 

Банковская гарантия или аккредитив?

По мнению экспертов, банковская гарантия вполне может конкурировать с аккредитивом, поскольку это тоже обязательство банка заплатить поставщику установленную сумму, если покупатель не выполнит условия сделки. При этом все расходы по гарантии оплачивает покупатель. Банковские гарантии бывают разных видов: исполнения обязательств, платёжные, возврата аванса и др. Кредитная организация может и сама выпускать гарантию и получать её от другого банка для своего клиента. Основным отличием гарантии от аккредитива является то, что при этой форме расчёта предоставление пакета товарораспорядительных документов не предусматривается, а потому импортёр не может проверить количество, качество, комплектность и ассортимент товара, которые указаны в контракте. Гарантию используют, когда в договоре прописаны конкретные сроки поставки и оплаты товаров, но продавец не уверен в своевременном и полном выполнении условий сделки.

Как это работает: после заключения контракта с поставщиком, к примеру, с условиями платежа с открытого счёта, покупатель подаёт в свой банк-гарант заявление, чтобы получить гарантию на платёж. Документ отправляется в банк поставщика (обычно в страну экспортёра), чтобы подтвердить сделку по контракту. После совершения товарной операции банк-гарант переводит деньги в банк поставщика и извещает его о платеже. Если по каким-то причинам покупатель не оплатил полученный товар, банк экспортёра обращается в банк-гарант импортёра, чтобы тот перевёл деньги за поставленный товар в соответствии с условиями гарантии.

По сути полным аналогом гарантии называют резервные аккредитивы, но с одним отличием: они регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, а гарантии – российским законодательством. Непокрытый подтверждённый резервный аккредитив стоит до 9% годовых, что обходится дешевле открытия и подтверждения кредита, поскольку банки не берут комиссию за проверку товарораспорядительных бумаг.

Почему обычные импортёры используют банковскую гарантию очень редко

Получить такую гарантию в солидном иностранном банке, как правило, могут только российские «дочки» крупных западных компаний, поскольку гарантия обходится слишком дорого и под высокие проценты, а выдают её только проверенным и надёжным клиентам. Российский банк выступает в роли посредника, и обычно требует за получение гарантии очень серьёзные деньги, сравнимые со стоимостью кредита.

 

Ввозной НДС для участника ВЭД

 

НДС взимается при импорте товаров в нашу страну и регулируется п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 146 НК. Вместе с товарами для продажи через таможню провозят грузы с различным оборудованием, материалами, комплектующими и прочим имуществом. Причём ввозной НДС – это и налог, и таможенный платёж одновременно, что значительно усложняет расчёты его уплаты именно таможенникам при общем порядке налогообложения для стран, не входящих в Евразийский экономический союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Однако, НДС может уплачиваться и налоговой службе, если груз импортируется в особом порядке из стран Союза. Вместе с тем учёт налоговых платежей может зависеть от того, с какой конкретно страной заключено соглашение, а не только от вида внешнеэкономического договора. К примеру, экономические отношения с Белоруссией особые, поскольку наши страны образуют Союзное государство. Налог платят даже те ИП и ООО, которые внутри страны имеют льготу, к примеру, работающие на упрощёнке, вменёнке или патенте (п. 3 ст. 145 НК). Но в отличие от импорта из «дальнего зарубежья», при ввозе грузов из Союза НДС платить нужно по месту налогового учёта импортёра, а не на таможне, поскольку Таможенный союз не подчиняется правилам Таможенного кодекса.

Когда не нужно платить НДС на таможне

Прежде чем перевозить грузы через таможенные посты нужно выяснить: под какие процедуры они попадают, и какие из них могут быть освобождены от фискальных сборов (ст. 150 НК). Из довольно внушительного перечня можно выделить:

– технологическое оборудование и сопутствующие материалы, используемы в научных исследованиях, если аналогичных в нашей стране не выпускают;

– медицинские товары и сырьё для их производства, если аналогов также нет;

– товары – безвозмездная помощь и многие другие, которые определяются Правительством.

ВАЖНО: ввозимые в льготном режиме товары должны использоваться строго по назначению, иначе при нарушениях придётся доплачивать НДС с начисленными пенями.

От уплаты налога освобождают грузы, попавшие под следующие таможенные режимы:

– переработка продукции на территории таможни, если конечные продукты вывозятся в указанный срок;

– транзит грузов через таможню;

– грузы помещают на таможенный склад (при выпуске товаров налог нужно уплатить);

– реимпорт, реэкспорт, процедуры уничтожения товаров и отказа в пользу государства, когда их безвозмездно передают в госсобственность.

– спецрежимы: временный ввоз товаров, которые используют вне территории таможни, беспошлинная торговля в спецмагазинах, перемещение припасов для использования на морском (речном), воздушном транспорте, а также на железной дороге и в международных автоперевозках.

Налог может уплачиваться частично, если ввезённые продукты переработки товаров находятся под процедурой переработки за пределами таможенной территории. Когда грузы выпускаются, а продукцию перерабатывают для продажи, налог нужно платить полностью

Как нужно рассчитывать импортный НДС

В зависимости от вида ввозимого товара устанавливаются ставки налога – 10 или 20% (п.5 ст. 164 НК), для правильного расчёта сначала определяется код по ТН ВЭД ЕАЭС в Едином таможенном тарифе экономического союза. Если в перечне Правительства указан код импортируемого товара, применяют ставку в 10%, остальные товары облагаются по ставке в 20%. В перечне есть продовольственные, медицинские, детские и прочие товары.

Налог рассчитывают по формуле: НДС = (ТС + ТП + А) * С

ТС – таможенная стоимость товара;

ТП – ввозная пошлина;

А – акциз (если товары подакцизные);

С – ставка 10 или 20%;

т.е. налоговая база (ТС + ТП + А) умножается на ставку.

По этой формуле налог рассчитывают раздельно по каждой группе товара с одним наименованием и маркировкой, если импортируется сразу несколько видов продукции, а потом отдельные расчёты просто суммируют. Обычно оплата продавцу переводится в валюте, тогда валютная стоимость товара обязательно пересчитывается в рублях по курсу ЦБ на дату регистрации таможенной декларации. Таможенную стоимость импорта указывают в декларации ДТС-1, и определяют по фактически уплаченной цене товара + дополнительные расходы: доставка до пункта ввоза на территорию таможни, погрузка-выгрузка, упаковка и маркировка, страхование перевозки, вознаграждение агенту и прочие. Все подробности прописаны в соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза» (п. п. 1, 3 ст. 64 ТК ТС).

Особенности в порядке уплаты налога

При общем порядке НДС перечисляется сразу вместе с другими таможенными платежами, а не по итогам квартала, в котором груз был ввезён через границу. В какой конкретно срок нужно уплатить налог зависит от самой таможенной процедуры. К примеру, таможня не выпустит товар для последующей продажи на внутреннем рынке, если импортёр не имеет никаких льгот по уплате НДС на границе. Налог из стран Союза платят в налоговую не позднее 20-го числа месяца, который следует за тем, когда груз был поставлен на учёт. Обычно импортёры пользуются услугами экспедиторов, тогда экспортёр вправе включить расходы на доставку в стоимость товара для последующего возмещения НДС. Расходы на растаможку в виде таможенных пошлин тоже могут учитываться в стоимости товара. Налог может уплачивать сам декларант, перевозчик грузов или нанятый таможенный брокер, который при оформлении платежей берёт на себя всю ответственность за правильность заполнения бумаг. Сегодня платить налоги и пошлины на таможне довольно удобно – можно через банкоматы, электронные или платёжные терминалы, главное – предоставить инспекторам подтверждающие бумаги в виде квитанций, чеков или платёжных поручений для последующего возмещения НДС. ИП и организации на спецрежимах – упрощёнке, вменёнке, сельхозналоге или патенте при импорте товаров платят налог таможне в общем порядке, хотя на внутреннем рынке они освобождены от такой обязанности.

Как можно получить налоговый вычет по импортному НДС

Предприниматель имеет право на вычет, если продукция или переработка предназначены для внутреннего потребления, а также когда товар находится в процедуре временного ввоза (ст. 172 НК). Подтверждающая декларация подаётся в электронном виде (возможна бумажная распечатка, которую таможенники могут сделать по запросу). Если НДС за товар уже уплачен, нужно подтвердить операцию платёжными документами, заверенными на таможне. Заранее уплаченный аванс в зачёт импортного налога (что делают многие компании) и предъявление платёжного поручения незаконно для возмещения НДС. При уплате налога иностранным поставщиком покупателю вычет не положен. Когда товар ввозит агент по заключённому договору, он и уплачивает НДС с последующей компенсацией. Факт уплаты налога подтверждает соответствующая графа в таможенной декларации и сам платёжный документ. Налог можно оплатить и таможенной картой, тогда инспекторы подтверждают платёж бумажной распечаткой без оформления счёта-фактуры. Кстати, она не используется для возмещения НДС – нужны именно таможенная декларация и платёжные документы, которые заполняют непосредственно при ввозе груза. Для возврата налога нужно уменьшить налоговую базу на уплаченную сумму НДС по итогам налогового периода. Между тем вычет теперь можно подтвердить и без платёжки, благодаря эксперименту Таможенной службы по оплате налогов и пошлин по единому лицевому счёту импортёра. Служба сама списывает нужные суммы со счёта компании по факту подачи декларации на импорт в любой таможенный орган без заполнения импортёром реквизитов платёжек в декларации на ввозимые товары. Декларацию просто нужно зарегистрировать в книге покупок для подтверждения вычета. Процедура возмещения НДС касается только тех коммерсантов, кто работает на ОСНО, «спецрежимники» такого права не имеют – сумма налога просто включается в стоимость купленного импортного товара (п. 2 ст. 170 НК).

Зачем нужно регистрировать таможенные операции в книге покупок

При импорте товаров в книге покупок регистрируют таможенную декларацию и платёжки, которые подтверждают факт уплаты НДС для последующего возмещения. Документы нужно сохранять в журнале учёта полученных счетов-фактур. Возможно хранение и копий деклараций, тогда они заверяются ИП, или директором (главбухом) ООО. Если импортёр ввозит товары через посредника-поверенного по договору поручения, все документы таможня выписывает на импортёра, поскольку в ГТД указано его наименование, и проблем с регистрацией документов в книге покупок нет. Если же товар ввозит посредник-комиссионер по договору комиссии, тогда все документы оформляются на его имя, а потом импортёр указывает в своей книге покупок те бумаги, которыми комиссионер подтверждает уплату НДС таможне.

Как налоговики проводят проверку по возмещению НДС

Инспекторы должны убедиться в правомерности возврата налога, потому и проводят контрольные мероприятия:

– изучаются документы импортёра для проверки декларанта, отправителя и получателя груза, а также фактическое пересечение транспортом таможенных постов и нахождение груза на складе временного хранения;

– проверяют реальность иностранного контрагента по интернету или с помощью запроса в контрольные органы зарубежных стран;

– устанавливают фактического покупателя товара после изучения подробного маршрута движения груза по транспортным и сопроводительным бумагам, при этом проверяется вся цепочка участников импортной операции – экспедиторы, перевозчики, получатели груза и даже водители.

Проверка нужна инспекторам для выявления фактов незаконного возмещения налога с помощью различных серых налоговых схем. Однако, с контролёрами можно поспорить, если импортёр неправомерно получает отказ в вычете НДС. К примеру, как показывает практика, когда ввозятся демонстрационные образцы, налоговики исключают возмещение, хотя товар как образец используется в продаже аналогов, тоже облагаемых НДС, а значит вычет положен.

Уплата НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС

При импорте из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении ИП и организации таможенную декларацию не оформляют, а налог нужно перечислять не таможенникам, а в свою налоговую инспекцию. Это обязаны сделать и те коммерсанты, которые освобождены от НДС по операциям внутри страны на основании п. 3 ст. 145 НК, где указаны условия по ограничению в выручке и прочие. Декларацию по косвенным налогам (НДС + акциз) нужно предоставлять в налоговую инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за месяцем импорта на территорию страны. Если средняя численность работников ИП и ООО превышает сотню человек за предшествующий год, декларация подаётся в электронном виде, в противном случае – в бумажном варианте. Для подтверждения импорта к декларации прилагаются следующие документы:

– договор с контрагентом в стране Таможенного союза;

– заявление о ввозе с отметкой налоговой;

– банковскую выписку об уплате налога;

– товаросопроводительные и транспортные документы для подтверждения перевозки товаров в страну;

– счета-фактуры на отгрузку товара, если требуется по национальному законодательству продавца.

Вместо таможенной декларации и уплаты пошлины импортёры должны заполнять специальный документ, который отчасти заменяет таможенный контроль. Статистическая форма учёта перемещения товаров подаётся в ФТС не позднее 8 рабочих дней по окончании отчётного месяца, когда состоялась сделка и отгрузка товара (ст. 278 ФЗ-289). Документ можно отправить в бумажном виде, но лучше в электронном через личный кабинет участника ВЭД.

Несмотря на упрощённую растаможку в ЕАЭС, груз запросто могут задержать, если таможенники заподозрят неладное:

– ввозятся некоторые запрещённые продукты из Европы (из санкционного списка), даже под той же «белорусской» маркой;

– в грузе обнаружены лекарственные средства, которые ограничены в обороте на территории нашей страны;

– провозится продукция двойного (военного) назначения, или просто опасные грузы из запретительного списка.

В случае обнаруженного обмана владелец груза может понести не только административную, но и уголовную ответственность.

Особенности импорта товаров из Белоруссии

Ввоз товаров регулируется Соглашением между Россией и Белоруссией в рамках Союзного государства и Приложением к документу «О принципах взимания косвенных налогов на экспорт и импорт» от 15.09.2013 г.

ВАЖНО: Под льготный режим попадает только та продукция, которая производится непосредственно на территории соседней страны, а не перевозится транзитом.

Бухгалтерские расчёты при ввозе белорусских товаров значительно упрощены, поскольку импортёр платит НДС в свою налоговую инспекцию, что намного проще, чем уплата пошлины на таможне. После постановки товара на учёт в налоговую базу включают стоимость товара + расходы на транспорт, если они не внесены заранее в стоимость сделки. К расходам также можно отнести и страховку на товар, стоимость контейнеров, тары и упаковки. НДС нужно уплатить до конца месяца, следующего за принятием на учёт груза, и не позже 20-го числа, иначе последуют штрафные санкции. Этот порядок касается и подачи налоговой декларации специального образца с приложением заявления о ввозе товара, банковской выписки об уплате НДС, договора об импорте и товаросопроводительные документы (белорусские налоговики никаких отметок на бумагах не ставят). Налог должны платить компании как на ОСНО, так и на спецрежимах, но есть исключения: от НДС можно освободиться, если зафиксирована переплата по федеральным налогам, к примеру, подоходному или налогу на прибыль. Налоговая должна произвести зачёт в течение 10 дней с даты получения от импортёра соответствующего заявления, которое подаётся до 10-го числа месяца оплаты без опозданий. Для выявления переплаты в налоговой заказывается Справка о состоянии расчётов с бюджетом.

Некоторые особенности уплаты ввозного НДС при импорте из Китая

Многие наши компании давно занимаются массовыми поставками китайских товаров, поскольку это довольно выгодный бизнес, ведь закупочная стоимость оптовых поставок невысокая – и это главное преимущество импорта из Поднебесной. Ввозной НДС и прочие таможенные платежи взимаются в общем порядке именно таможенными органами. Ставки в 10 и 20% применяются в зависимости от вида товаров. Довольно часто наши компании импортируют товары через посредника транзитом через Казахстан, а не напрямую от китайского продавца. В таком случае этот таможенный режим не влияет на расчёт и уплату налога: оплата производится таможне на границе с Казахстаном в обычном порядке на основании поданной таможенной декларации. При этом импортёр имеет право на вычет суммы НДС, которая уплачена на таможне, на основании следующих документов: внешнеэкономический договор с китайским продавцом, инвойс (товарная накладная) продавца, таможенная декларация и подтверждающие перечисление налога платёжные бумаги. Налоговая декларация подаётся в общем порядке по итогам квартала с указанием уплаченной суммы НДС и с подтверждающими документами. Если компания оплачивает перевозку товара до границы с Казахстаном, эту сумму нужно включить в цену товара по договору и в таможенную стоимость, а потом начислить НДС для последующего вычета.

Основные отличия ввозного НДС при импорте из ЕАЭС и стран «дальнего зарубежья»

– в отличие от импорта из дальнего зарубежья, ввоз товаров из ЕАЭС и уплата НДС происходит по месту налогового учёта импортёра, а не на таможне (товар просто не выпустят без уплаты налога), поскольку Таможенный союз не подчиняется правилам Таможенного кодекса;

– при импорте из Союза сумма налога начисляется после постановки груза на учёт, из других стран – одновременно с оформлением грузовой таможенной декларации;

– при уплате налога таможне на импорт из «дальнего зарубежья» составлять дополнительную отчётность не нужно, из ЕАЭС – требуется пакет документов для отчёта перед налоговой (заявление о ввозе товара, специальную декларацию о косвенных налогах и прочее);

– возмещение налога для импортёров из Союза переносится на более поздние сроки из-за дополнительной отчётности (минимум на месяц), из других стран – НДС попадает в вычеты сразу при выпуске груза с таможни;

– налоговая база для начисления НДС определяется по-разному: для импорта из ЕАЭС она рассчитывается по стоимости, указанной в товаросопроводительных документах (+ акциз), при ввозе из других стран – по таможенной стоимости (+ таможенная пошлина и акциз).

Сборы импортного НДС передадут налоговой службе?

По инициативе Минэкономразвития схема уплаты ввозного НДС может быть изменена – сборы налога поэтапно полностью передадут от таможни налоговикам. Если это произойдёт, импортёры будут платить налог не вместе с таможенными платежами, а по итогам квартала, что значительно упростит жизнь бизнесу, ведь не нужно будет замораживать сумму налога на время реализации товара. По сути предлагается просто упразднить таможенный НДС и оставить для импортёров обычный налог с продажи товара. Разумеется, сбор таможенных пошлин и акцизов останется в ведении Таможенной службы. По мнению экспертов МЭР, смена сборщика ввозного НДС поможет избежать двойного налогообложения, поскольку сейчас ФТС вправе дополнительно проверить уже оформленные товары в течение трёх лет после таможенного оформления, а потом доначислить налог и собрать пошлину. По их прогнозам, серый импорт сократится, ведь импортёрам не нужно будет придумывать всякие хитроумные схемы «оптимизации» НДС. К примеру, когда цена товара искусственно занижается в документах по договорённости с поставщиком, а потом продукция перепродаётся через фирмы-однодневки для последующего повышения цены без уплаты налога.

Таможенное оформление ВЭД

Это раньше в лихие 90-тые после падения железного занавеса народившиеся в новой России коммерсанты зарабатывали целые состояния на импортных товарах, ввезённых через таможню из европейских стран и ближнего зарубежья. Импортёры пользовались несовершенством законодательства, где толком не были прописаны налоговые пошлины и прочие виды таможенных сборов. Потом ситуация постепенно менялась благодаря новым правилам растаможки (или таможенной очистки) товаров в пользу ФТС, которая с рекордными показателями начала наполнять госказну. Сегодня ВЭД – это очень рискованная сфера для малого бизнеса, поскольку импорт и экспорт товаров могут оказаться совсем невыгодными (или наоборот).

Что такое таможенное оформление грузов

Это довольно сложная процедура для перевозки товаров и грузов через границу, или смены таможенного режима, когда нужно предъявлять все разрешительные бумаги, декларацию, вносить специальные платежи и пошлины. Кроме того, во время таможенного оформления возможны и обязательные досмотры, к примеру, ветеринарные, карантинные и прочие процедуры. В пунктах пропуска через границу и других местах таможенных органов проверяют не только таможенную, но и транспортную, коммерческую документацию, и берутся таможенные сборы. Растаможкой может заниматься сам владелец груза, но лучше доверить эту заботу опытному брокеру по договору, чтобы избавиться от лишних хлопот, ведь он заполнит нужные бумаги и обеспечит транспортировку груза через посты. Растаможка или затаможка товаров – это помещение любого импорта или экспорта под налоговый режим для подтверждения законности провоза грузов через границу в обоих направлениях. Разумеется, каждые предприниматель хочет побыстрее перевезти свой груз, однако, в любом случае этот процесс начинают с оформления Декларации на товары. При этом нужно обязательно пройти несколько основных этапов таможенного оформления определённых групп товаров:

– приём, регистрация и учёт декларации, когда проверяется правильность заполнения документа, все подписи и заверяющую печать; бумажный и электронный экземпляры сверяют, а заодно проверяют полномочия подающего документы на оформление – имеет ли он право это делать;

– кодировка товаров сверяется с товарной номенклатурой по ТН ВЭД, когда проверяют документацию о происхождении товаров, и есть ли на эту группу тарифные льготы.

– валютный контроль обязателен, при этом проверяют таможенную стоимость в декларации по выбранному способу расчёта.

– проверяют также своевременность таможенных платежей по декларации на счёт таможенных органов, иначе начисляются пени за просрочку.

– досматривают грузы перед выпуском, результаты обязательно регистрируются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Какие таможенные режимы бывают на границе

Порядок перемещения товаров и грузов с определённым статусом с уплатой разных таможенных пошлин строго регламентируется. В Таможенном кодексе прописаны четыре вида режимов: основные, экономические, завершающие и спецрежимы:

  1. 1. Основные режимы применяют наиболее часто и в массовом порядке. Прежде всего это выпуск для внутреннего потребления, когда импорт после растаможки завозится для непосредственной продажи покупателю в розничной торговле. Экспорт товаров называется затаможкой, когда ИП и юрлица по новым правилам вправе вывозить товары вообще без сборов (ранее нужно было платить за декларацию 750 руб.) Провоз грузов через территорию страны не для купли-продажи называется международным таможенным транзитом.
  2. Экономические режимы включают переработку на таможенной территории импорта для внутреннего потребления в определённый срок без уплаты пошлин и налогов для последующей продажи продукции. При временном ввозе импорт используют в течение установленного срока, когда импортёр освобождается полностью или частично от уплаты пошлин и налогов. На таможенном складе товары на экспорт хранятся под контролем сотрудников без фискальных сборов.
  3. Завершающие режимы включают реимпорт, реэкспорт, уничтожение импортных товаров и отказ в пользу государства, когда товары безвозмездно передают в госсобственность.
  4. Специальные режимы: временный ввоз товаров, которые могут использоваться за пределами таможенной территории, беспошлинная торговля в спецмагазинах, перемещение припасов для использования на морских (речных) судах, самолётах и в поездах в международных перевозках

Какие особенности в таможенном оформлении для ИП

Если предприниматель только начинает международную деятельность, ему нужно проходить первичную регистрацию на таможне и предоставить уставные документы участника ВЭД, которые выдаются при создании бизнеса. При импорте-экспорте грузов и товаров ИП должен пройти процедуру оформления и контроля на складе временного хранения:

– кроме своих реквизитов коммерсант в обязательном порядке предъявляет справку об открытии валютного счёта в банке;

– после выбора таможенного режима декларация подаётся только в электронной форме, валютный контроль проходит по ТН ВЭД с подсчётом стоимости таможенного оформления и платежей в бюджет.

– таможенники проверяют корректность начисления платежей: своевременность подачи документов, и правильность указанных в декларации льгот и преференций.

– также проверяются нетарифные меры по разрешительным документам на ввоз-вывоз товаров – лицензии, сертификаты, экспертные заключения и прочие.

– если возникает необходимость проверить достоверность заявленных сведений в декларации, сотрудник таможни проводит досмотр товара или груза, и только потом выдаёт разрешение на импорт-экспорт.

ВАЖНО: обязательная сертификация не нужна на товары для рекламных кампаний или собственных нужд ИП, особенность такого груза указывается в таможенной декларации.

Если ИП указал в своей декларации недостоверные данные или «забыл» внести какие-то товары, которые были обнаружены при досмотре, могут последовать наказания: штрафы, конфискация или отчуждение товара в пользу государства, административная ответственность.

Особенности таможенного оформления для ООО

В основном порядок для компаний такой же, как и для индивидуальных предпринимателей, но есть и отличия. Юрлицам лучше сразу заключить постоянный договор с брокером для упрощения своей работы, если они зарегистрированы как участники ВЭД. Самостоятельно заниматься таможенным оформлением стоит только при эпизодических экспортно-импортных операциях. Если растаможкой занимается представитель компании, он должен предоставить таможенникам в обязательном порядке оригинал доверенности. Кроме реквизитов юрлица потребуются ещё страховой договор, контракт на поставку товара и прочие документы. Для компаний существуют ограничения:

– максимальный вес перевозимого груза не должен превышать 20 тонн;

– для ввоза в страны Таможенного Союза негабаритных или опасных грузов нужно заключать договор с компанией-перевозчиком, которая имеет специальное разрешение на такие транспортные услуги.

Если грузы для ООО доставлены с указанием неверных данных в декларации, товары также подлежат конфискации или отчуждению в пользу государства.

Зачем коммерсантам нужно нанимать таможенного брокера

Если небольшие фирмы проводят лишь несколько сделок через таможню в течение года, им нет смысла держать в штате отдельного специалиста по ВЭД – слишком накладно. Тогда помогут брокеры-профессионалы, как правило, с многолетним опытом работы, знающие все тонкости таможенного оформления. Преимущества заключения договоров с таможенными агентствами брокеров очевидны:

– кроме консультаций по наиболее сложным вопросам оформления грузов, они подскажут наиболее удобные способы декларирования товаров в соответствии с законодательством. Выполнить все операции самостоятельно чрезвычайно трудно – можно запутаться в тех же классификаторах, реестрах и в различных видах таможенной документации – к примеру, как правильно платить таможенные пошлины и другие сборы;

– брокеры гарантируют законность и прозрачность совершаемых операций, ведь они несут ответственность за свою деятельность по заключённому договору, который страхует клиента от возможных убытков и потерь;

– опытные посредники помогут сэкономить коммерсанту не только немало времени, но и денег, поскольку простои грузовых фур на таможне могут привести к штрафам и пеням, не говоря уже о сорванных сроках поставки товаров и переплате за аренду транспорта. К тому же предприниматели могут понести огромные убытки, если на границе задержится продукция с ограниченным сроком хранения.

– при подписании договора можно учесть и другие услуги брокера – например, помощь в получении разрешительных документов или различных экспертных заключений.

– брокер может рассчитать оптимальный вариант транспортировки груза до таможни по всему маршруту, и проверить надёжность иностранного контрагента для обеспечения безопасности сделки.

Как правильно выбрать таможенного брокера

Посредническое агентство в обязательном порядке должно числиться в Реестре таможенных брокеров. Оказывать таможенные услуги может только тот брокер, у которого в штате не менее двух квалифицированных специалистов с наличием соответствующих сертификатов. Брокер должен иметь первоначальный уставный капитал и застрахованную сумму своей ответственности в размере не менее 50 млн. руб. по договору страхования. Он вправе самостоятельно устанавливать скидки на стоимость своих услуг и льготы для отдельных категорий постоянных клиентов, хотя оплата должна происходить по официальному прейскуранту. Лицензированный посредник несёт персональную ответственность за доверенный ему клиентом груз, он доставляет товар прямо к месту контроля и обеспечивает его надёжное хранение в течение растаможки. Настоящий профессионал проведёт таможенное оформление оперативно – максимум за пару дней, если не будет просрочки зачисления обязательных платежей и сборов на расчётный счёт таможенного контроля. Все операции брокеров фиксируются в электронном виде и хранятся в базе данных 5 лет, что гарантирует клиенту правильность оформления документов.

Что такое электронная таможенная декларация

Электронную декларацию в своё время разработала Всемирная торговая организация (ВТО) для ускорения таможенных процедур, и сокращения временных и денежных затрат на оформление пакета бумажных документов на транспортировку грузов. Благодаря нововведению товарооборот резко увеличился, а сроки поставки товаров покупателям явно сократились. Цифровая декларация готовится брокером на основании представленных клиентом документов заранее – перед доставкой груза на таможенный терминал. Потом прибывший груз проверяют на соответствие указанной в документах информации: если изменений в составе груза или количестве единиц товара нет, брокеру остаётся внести данные о транспорте в декларацию и отправить полученный файл по электронной почте таможенному инспектору для окончательной проверки перед выпуском. Весь документооборот в электронном виде позволяет брокеру более оперативно оформлять груз с большим перечнем товаров, да ещё при частых перемещениях через таможню. К тому же декларирование через интернет защищает клиентов от коррупции и произвола недобросовестных таможенников на местах, поскольку процедура оформления грузов стала более прозрачной – все комплекты документов как на ладони.

Почему грузы хранятся на таможенном складе

Сама процедура оформления грузов в таможенных зонах зачастую довольно сложная и утомительная, задержки возможны из-за неправильного оформления документов или нехватки нужных, ведь необходимо вовремя подать декларацию, уплатить пошлины, предоставить сертификацию товара и т.п. В таких случаях груз размещается на специально оборудованных складах на временное хранение под охраной, чтобы завершить таможенное оформление. Кроме того, складскими помещениями могут воспользоваться желающие получить рассрочку на уплату пошлины, или не платить пошлины на импорт при транзите товаров, а кому-то нужно обработать груз прямо на складе. Хранение грузов под присмотром сотрудников таможни и владельца довольно удобно, к тому же на складах есть железнодорожная ветка, контейнеры находятся в специальном депо, что позволяет быстро их погружать и выгружать. Разумеется, за логистику и хранение транспорта нужно платить немалые деньги, хотя есть и льготы для некоторых организаций, которые могут вообще освободить от сборов. Для обоснования причин неуплаты нужно подать письменное обращение в ФТС. Если коммерсант постоянно занимается транзитом или импортом, выгода размещения грузов на временных складах очевидна – строить или покупать складские помещения и тратиться на их обслуживание нет необходимости. К тому же сборы за хранение груза можно вносить в рассрочку.

Что нужно знать о таможенном сертификате

Таможенники называют этот обязательный документ сертификатом прохождения, который подтверждает при экспорте-импорте страну производства товара. Оформление сертификата выгодно как производителю, так и поставщику, поскольку после предъявления этого документа таможенные выплаты значительно сокращаются, а всякие дополнительные сборы не взимаются. Таможенная сертификация имеет несколько видов оформления:

– форма СТ-1 необходима для растаможки импорта или экспорта из страны происхождения, такой сертификат потребуется для ввоза грузов на территорию постсоветских республик.

– форма А нужна для предъявления таможенным органам прежде всего стран-участников системы GSP (Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран) – это государства Евросоюза, Турция, Чехия, Словакия и др. В систему тарифных льгот входит и Россия, кроме стран СНГ и ближнего зарубежья.

– форма ОБЩИЙ СЕРТИФИКАТ предназначена для всех других стран, где находятся торговые партнёры наших коммерсантов, к примеру, соседних – Латвии, Литвы и Эстонии.

Для таможенной сертификации нужно предъявить пакет документов, куда входят прежде всего Сертификат соответствия ГОСТ Р, сертификаты качества продукции, соответствия и другие бумаги. Например, для перевозки через границу растительной продукции (овощи-фрукты) требуется фитосанитарное заключение, а животной (мясо-молоко) – ветеринарное разрешение, на некоторые виды продукции может потребоваться пожарный сертификат. В любом случае необходимые бумаги нужно оформлять заранее в Госстандарте, Роспотребнадзоре, МЧС и других службах. Перед экспортно-импортными сделками лучше уточнять в таможенном комитете список обязательных бумаг для конкретных видов продукции, ведь могут потребоваться и другие обязательные документы. К примеру, это могут быть счета-фактуры и накладные на все виды товаров, товарно-транспортные накладные с маршрутом передвижения груза и видом транспорта, контракты между заказчиком и поставщиком, платёжные поручения, паспорт качества и прочее. ИП и юрлица могут предъявить на таможне и отказное письмо, если продукция не подлежит обязательной сертификации, например, б/у товар, запчасти, выставочные и опытные образцы. После подачи заявления вместе с копиями нужных документов, заверенных печатью поставщика, таможенный сертификат можно получить через день-два (если документы оказались в порядке).

Какие виды таможенных платежей существуют

Адвалорные («от стоимости») пошлины наиболее оптимальные, поскольку являются экономически справедливыми в товарной и отраслевой номенклатуре. Платежи взаимосвязаны с таможенной стоимостью перемещаемых товаров и рассчитываются по формуле: таможенная стоимость + ставка (может меняться ежегодно). Стоимость определяет сам предприниматель и указывает в декларации, хотя таможенники проверяют правильность её исчисления. По сути пошлина является аналогом торговых налогов – налога с продаж и НДС, а размеры ставок в процентах и все товары подробно прописаны в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия). Эти пошлины наиболее популярные, потому что просты и удобны в расчётах, хотя довольно переменчивы, ведь они зачастую зависят от политической и экономической ситуации в Экономическом союзе.

Специфические рассчитывают от физических показателей грузов: объём, масса, штука, упаковка товара, мощность двигателя. В Едином таможенном тарифе фиксированные ставки указаны в евро или долларах, и не зависят от инфляции и ценовой политики, поскольку устанавливаются законодательно в соответствии с государственной статистикой.

Комбинированные – сочетание адвалорных и специфических пошлин, исчисляются в процентах от стоимости товара + определённая денежная сумма от физического объёма товара. Пошлины являются инструментом защиты внутреннего рынка, ведь они формируют пиковые ставки таможенных тарифов.

Импортные платежи – основной способ пополнения бюджета, поскольку включают в себя саму таможенную пошлину на ввоз, НДС, акцизы и таможенные сборы. Разумеется, максимальные суммы взимаются за провоз товаров-конкурентов отечественной продукции, минимальные – с нужного для наших производителей сырья. Есть и тарифные преференции, к примеру, при ввозе технической и гуманитарной помощи, или оборудования для совместных предприятий.

Экспортные состоят из самой таможенной пошлины и таможенного сбора, и предназначены для контроля за вывозом из страны необходимых для внутреннего рынка товаров или продукции с более низкими по сравнению с мировыми ценами. Размеры платежей указаны в законах стран Экономического союза, а порядок их уплаты – в Таможенном кодексе (раздел Процедуры экспорта)

Транзитные взимаются за перевозку товаров через границы страны для доставки в другую. Однако, при транзите допускается и льготный режим без фискальных сборов, если вовремя подаётся транзитная декларация, перемещаются разрешённые грузы, соблюдается пограничный контроль и другие обязательные условия по срокам, маршруту и прочим.

Антидемпинговые пошлины устанавливают временно для ввоза товаров-конкурентов на внутреннем рынке в зависимости от количества и цен, повышенные ставки действуют до полугода. Защитные меры применяются исключительно после подробного анализа влияния импорта определённых групп товаров на внутренний рынок.

Компенсационные пошлины устанавливаются в аналогичном порядке, чтобы защитить отечественных предпринимателей от поставщиков, получивших всякие преференции: дотации, кредиты, амнистию и прочее. Эти платежи взимаются прежде всего с импортёров дешёвых товаров из Китая.

 Какие ставки таможенных пошлин применяются, кроме постоянных

адвалорные (переменные) устанавливаются в процентных показателях к таможенной стоимости обычно сырьевых и продтоваров (к примеру, в размере 5%, но могут изменяться и индексироваться). Таможенную стоимость заявляет сам декларант, а сведения в декларации должны быть достоверными, иначе последуют строгие штрафные санкции.

специфические зависят от физических характеристик товара с учётом массы, количества, объёма и прочих показателей. Как правило, применяются при перевозке готовых изделий, ставки устанавливают в евро (к примеру, 0,5 евро за кг);

– комбинированные – сочетание адвалорных и специфических ставок, когда обычно уплачивается большая ставка из начисленных сумм (к примеру, 10% от таможенной стоимости, но не менее 0.5 евро за кг)

Какие виды платежей вносятся в таможенную декларацию

Грузовую таможенную декларацию (ГТД) заполняют в соответствии с подробной инструкцией, все коды нужно указывать правильно, ведь в документе прописаны не только пошлины и сборы, но и НДС, акцизы, а также штрафы, пени и проценты при предоставлении рассрочки или отсрочки внесения платежей. На ресурсах таможенной службы также нужно уточнять Коды бюджетной классификации (КБК). Отвечает за правильное заполнение декларации перевозчик – таможенный брокер или сам предприниматель, который проходит все этапы таможенного контроля при пересечении границы с грузом. За допущенные нарушения (недоплата, просрочка или ошибки в расчётах платежей) предусмотрены штрафные санкции с принудительным взысканием недоимок. Если недоплата составит более 1,5 млн. руб., может последовать уже уголовное наказание в виде лишения свободы.

Какие наказания предусмотрены за контрабанду

Незаконное перемещение товаров через границу может быть и разовым, но в любом случае является серьёзным уголовным преступлением, ведь чаще всего через таможенные посты пытаются провезти наркотики, оружие, ювелирные изделия, валюту и прочие ценности – прежде всего предметы искусства. Особенно много нарушений таможенники фиксируют при перевозке иномарок, спиртного и сигарет. Уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение партии в особо крупных размерах (стоимость груза более 1,5 млн. руб.), когда декларация липовая, или сам груз скрывается от прохождения контроля на таможне (к примеру, в потайных местах фуры). Преступники разрабатывают целые хитроумные схемы перевозки контрабанды через таможенные пункты, когда используются не только тайники. Кроме того, обычно подделывается сопроводительная документация с помощью фальшивых штампов и печатей; декларируют одно, а на самом деле хотят провезти совсем другой – более дорогой груз, да ещё с поддельными марками и акцизами (а некоторые коррумпированные таможенники за взятку могут закрыть глаза).

Максимальное наказание в УК грозит перевозчикам наркотиков – до 20 лет тюрьмы (или пожизненное), если наркотрафик организован преступной группой. За контрабанду алкоголя и табака можно получить до 7 лет и крупный штраф – более 1 млн. руб.; за перевозку валюты и драгоценностей наказание предусмотрено до 2 лет, а в составе организованной группы – до 4 лет + штраф в десятикратном размере от стоимости контрабанды.

Как предпринимателю защитить свои права на таможне

Как показывает практика, таможенники зачастую совсем необоснованно предъявляют претензии к перевозчикам грузов, и обычно придираются к физическим показателям: весу товара, объёму, маркировке и прочей документации. Иногда административные дела заводят коррумпированные сотрудники, чтобы обложить штрафами, а потом требовать взятки. Добросовестные перевозчики стараются не связываться с таможней и платят по полной, ведь им нужно постоянно пересекать границу с грузами и дальше. А в последнее время импортёры всё чаще стали сталкиваться с необоснованной корректировкой таможенной стоимости и классификации товаров и, как правило, доначислением платежей, поскольку установка властей для ФТС остаётся прежней – максимально наполнять бюджет от таможенных сборов. Доначисление угрожает предпринимателю не только при ввозе груза, но и спустя 3(!) года с даты выпуска товара с таможни (кстати, отказ в выпуске нужно обязательно требовать в письменной форме, чтобы потом было проще отстаивать свою правоту). И наказания довольно суровые: если сумма дополнительных платежей достигнет 2 млн. руб., компания может отделаться штрафом, в противном случает при превышении этого порога могут возбудить уголовное дело. Эксперты советуют, – в любом случае нужно отстаивать свои права, если документы в порядке, но при этом категорически нельзя закрывать глаза на запросы таможенников о необходимости подачи дополнительных бумаг в ходе проверки. Даже в отсутствии запрашиваемых документов нужно сообщить об этом инспекторам. Если предприниматель занимается импортом постоянно, за несколько лет переплаченные ни за что суммы могут стать довольно обременительными для бизнеса. Вот почему есть смысл побороться за справедливость в арбитражном суде, тем более, когда вышестоящее таможенное начальство остаётся глухим к жалобам импортёра. Переплату платежей можно вернуть и даже взыскать проценты, ведь выигрывают почти все дела те компании, которым незаконно отказали в применении льгот при уплате НДС.