«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Таможенные сборы – это специальные платежи за услуги таможенников в оформлении, хранении, а также сопровождении импортных грузов. Какие изменения в процедуре таможенного оформления произошли в этом году? В каких случаях не уплачивается таможенная пошлина? Какие ставки таможенных сборов действуют и в какие сроки нужно платить?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Сумма таможенных сборов рассчитывается по стоимости импортного товара при установленном максимуме в 100 тыс. руб. Стоимость товаров не влияет на ставки, если экспорт не облагается соответствующими пошлинами (Постановление Правительства № 863).


В каких случаях не нужно платить пошлины

Если беспошлинные товары из списка идут на экспорт, учитывается фактическая стоимость по сопроводительным документам. Пошлина не уплачивается, когда заполняется полная декларация, подаваемая на временную (ПВД), а также при транзите через воздушную и морскую границы. С 2019 года максимум беспошлинного импорта товара для «физиков» резко снизили до 500 евро, при этом установили ограничения по весу груза до 25 кг (в посылках тоже), чтобы ввозимые товары предназначались только для личного пользования, а не перепродажи.

Какие ставки таможенных сборов действуют

Компании-импортёры могут сэкономить четверть определённой суммы, если декларацию будут подавать в электронном виде (при экспорте тарифы перечислены в упомянутом постановлении Кабмина). Если подаётся электронная декларация, тарифы таможенных сборов меняются по возрастающей: так, за минимальную стоимость товара до 200 тыс. руб., нужно уплатить всего 375 руб., при максимуме от 10 млн. сбор составит уже 22 тыс. 500 руб. Иногда в одну декларацию попадают облагаемые и необлагаемые пошлинами товары, тогда за необлагаемые нужно доплатить ещё 1 тыс.  Сборы берутся и за сопровождение водного или воздушного транспорта в сумме 20 тыс. руб. за контейнер. За фуру или товарный вагон нужно заплатить минимум 2 тыс., если груз перевозится на расстояние до 50 км.

Как нужно оплачивать таможенные сборы

Когда подаётся любая таможенная декларация, тогда и нужно сразу же кинуть деньги на расчётный счёт Федерального казначейства (на таможенном пункте только «физики» могут расплатиться наличными и только в рублях). Если оплата на счёт не поступила, или пришла только часть положенных денег, таможенники взыщут нужную сумму не только с владельца товара, но и с его представителя, который отвечает за груз на таможне. И вообще уклоняться от пошлины не стоит, иначе могут последовать серьёзные штрафные санкции, а в особых случаях даже конфискация товара, поскольку таможенники могут быстро узнать его реальную стоимость. Оплатить таможенную пошлину можно и налом с оформлением приходного ордера с указанием кода бюджетной классификации (КБК), получателя платежа, номера ФТС и восьмизначного кода таможенного органа, а также банковских реквизитов.

В какие сроки нужно вносить платежи

Все участники ВЭД должны строго соблюдать конкретные сроки оплаты пошлины при перевозке грузов через границу. Если оформляется не разовая, а периодическая таможенная декларация, платить нужно в срок максимум до полумесяца с даты ввоза товара в страну. Повторная подача декларации нужна при изменении каких-либо сведений, тогда размер таможенной пошлины может быть изменён в день предоставления документа, при переплате излишки возвращаются декларанту (ст. 355 ТК ТС). Компания может получить отсрочку уплаты пошлины, если есть серьёзные основания:

— ограниченный срок годности ввозимой продукции;

— импортируемые товары ввезены для переработки;

— оплата из бюджета за выполненный госзаказ задерживается;

— ввозимые товары нужны для работы сельхозпредприятий и прочее.

 

 

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Согласно проекту новой главы НК, которая начнёт действовать со следующего года, налоговая проконтролирует движение импортных товаров по обновлённым счетам-фактурам и декларации НДС. Какие дополнительные реквизиты будут указывать компании в счетах-фактурах? Какой новый раздел появится в декларации НДС и для чего это понадобилось налоговикам? Какие новые обязанности будут у бухгалтерии организации?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Следить будут за ввозимым импортом для внутреннего потребления, поскольку правительство озаботилось созданием национальной системы постоянного мониторинга товаров. Теперь участникам ВЭД придётся указывать в счетах-фактурах регистрационный № каждого товара, в таможенной декларации заполнять новый раздел, а также сдавать новые отчёты и уведомления. Предприниматели-импортёры должны быть готовы к введению новых правил.


Какие виды товаров хочет отслеживать налоговая

Полный перечень товаров Кабмин пока не утвердил — в проекте по национальному классификатору продукции указан лишь 21 товар: бульдозеры, автопогрузчики, холодильники и стиралки, а также детские автокресла и коляски, офисная мебель и прочее. Отчитываться перед налоговиками будет как импортёр, так и продавцы с покупателями, а инспекторы проследят за движением этих товаров на внутреннем рынке с момента ввоза, потому что налоговая хочет знать — сколько продукции куплено и сколько компания продала.

Какие регистрационные номера будут присваивать товарам

Для контроля за движением товаров у каждой партии появится регистрационный №: для ввозимых товаров в общем порядке, независимо от страны происхождения; для импорта из стран ЕАЭС, для конфиската и задержанных по решению суда товаров и прочих. Эти номера товаров организации и ИП должны будут указывать в счетах-фактурах. Предприниматели на спецрежиме или освобождённые от уплаты НДС будут вписывать номер в отгрузочные документы. Обмениваться счетами-фактурами и первичкой между собой контрагенты будут только по электронке через оператора, который передаст сведения о движении товаров налоговой (нужна будет усиленная квалифицированная подпись). Товар покинет систему прослеживания, когда импортёры спишут его в производство, экспортируют или утилизируют.

Как будет работать система прослеживания товаров

Данные счетов-фактур и отгрузочных документов налоговая будет сопоставлять с декларациями, уведомлениями и отчётами предпринимателей. Таким образом инспекторы установят контроль за движением товаров от поставщика к покупателю. В счетах-фактурах нужно будет указывать новые реквизиты: регистрационный №, единицу количественного учёта и отдельно — количество товара в ней. Если предприниматель отгрузил прослеживаемый товар в одну из стран ЕАЭС, нужно подавать инспекторам уведомление об операции в электронном виде. Когда товар наоборот – закупается в странах союза, налоговики присваивают ему регистрационный № на основании уведомления, и сообщают об этом компании так же по электронке. Операторы электронного документооборота будут передавать налоговой все счета-фактуры и первичку каждый день, а продавцам и покупателям нужно будет отчитываться по операциям раз в квартал – в декларации по НДС появится дополнительный раздел для заполнения. Спецрежимщики и неплательщики НДС вместо декларации подают электронный спецотчёт до 25-го числа следующего за кварталом месяца.

Как будет проверяться движение импортных товаров

Инспекторы проверят данные о товарах по декларациям и отчётам в течение 3-х месяцев, в случае несоответствий запросят счета-фактуры и первичные документы на отгрузку – компаниям даётся 10 рабочих дней. Кроме того, налоговая может устроить осмотр с вызовом свидетелей или встречную проверку. За нарушения в порядке прослеживания товаров предусмотрены новые штрафные санкции: за несдачу декларации или отчёта, а также игнорирование уточняющего запроса налоговой могут оштрафовать минимум на 5 тыс. руб. (или на сумму от 5 до 10% от стоимости прослеживаемых товаров). Если заметят отсутствие товаров и ошибки в счетах-фактурах или отгрузочных документах, придётся заплатить минимум 1 тыс. руб. за каждый документ.

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

При желании предприниматель может заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), тогда нужно быть готовым к новым трудным задачам в бизнесе. Почему возникает необходимость обязательно оформлять валютный счёт? Для чего нужно прохождение валютного контроля для каждой сделки? Какие взаимоотношения возникают с банком-агентом и таможенниками?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

ВЭД – это очень рискованная сфера для бизнеса, поскольку внешняя торговля может оказаться совсем невыгодной (или наоборот). Для успеха дела прежде всего нужно открыть валютный счёт в надёжной кредитной организации — уполномоченный банк-агент поможет грамотно провести все импортные и экспортные операции. Многое будет также зависеть от выбранного иностранного контрагента.

Как открывается валютный счёт

Это не обязательно делать именно в том банке, где уже есть основной расчётный счёт компании, но в любом случае необходимо расчётно-кассовое обслуживание (РКО). Валютный счёт состоит из двух частей: текущий счёт нужен для хранения иностранной валюты, на транзитный зачисляются поступления от сделок, которые проходят валютный контроль. При необходимости деньги с него переводятся на текущий счёт или обмениваются на рубли. При ведении бизнеса с компаниями в Европе открывается счёт в евро, в других случаях – в долларах и прочих валютах. Когда выбирается банк, нужно учитывать подходящие для бизнеса условия: стоимость открытия счёта и проценты за обслуживание, комиссия за конвертацию, валютных платёжек, выбор валют.

Зачем нужно проверять контрагентов за границей

Для своей подстраховки нужно убедиться в надёжности иностранной компании перед заключением контракта, поскольку обычно сделки с контрагентами из-за рубежа наиболее рискованные. Бизнес с сомнительными компаниями может вызвать подозрения у налоговой и таможенников обеих стран. Чтобы не нарваться на неприятности, лучше запросить у самого партнёра учредительные документы фирмы и выписку из реестра. Все бумаги должны быть заверены у нотариуса и иметь апостиль – штамп, который подтверждает юридическую силу иностранных документов. Это можно сделать и за плату, обратившись в соответствующие службы той страны, где зарегистрирован контрагент. Так можно узнать всю его подноготную: дата регистрации, сведения о руководителях, сумма уставного капитала и прочее. А ещё нужную компанию можно проверить с помощью платных специализированных сервисов в интернете, которые предлагают такую услугу.

Как нужно проходить валютный контроль

Легальность всех без исключения сделок с иностранцами должна быть подтверждена, как и выполнение обязательств между предпринимателями. Валютный контроль — это забота Центробанка, Минфина, Таможенной службы, а также непосредственных исполнителей – уполномоченных банков-агентов, которые следят за правильным оформлением и выполнением контрактов. Полумесячный срок на прохождение контроля даётся с даты пересечения границы товаром или с момента поступления денег на транзитный счёт. Эта операция состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от конкретной сделки и требований банка-агента готовится пакет документов: таможенные декларации, контракты, справки об операциях и прочее.
  • Если сумма сделки составляет от 3 млн. руб. (для импорта) или от 6 млн. (для экспорта) нужна регистрация договора банком-агентом.
  • Закрытием сделки и подготовкой отчётности также занимается банк-агент, от которого во многого зависит быстрота и успешность прохождения контроля.

Именно в банке-агенте нужно открывать расчётный и валютный счета для проведения валютного контроля, каждый этап которого оплачивается отдельно, а стоимость сопровождения сделки зависит от тарифов уполномоченных банков.

Как оформляется ввоз и вывоз товаров

В этом процессе поможет таможенный брокер – компания-посредник, которая рекомендует надёжного перевозчика товаров или экспедитора. При этом нужно учитывать нужные способы доставки, схему организации перевозок и тарифы за дополнительные услуги. Таможенное оформление начинается, когда товар уже на границе, и состоит из нескольких этапов:

— регистрацией деклараций на товары занимается представитель фирмы, таможенники осматривают груз и проверяют на соответствие сопроводительным бумагам;

— таможенную стоимость товара проверяют сами таможенники, заявленная стоимость должна соответствовать реальной, иначе дополнительная проверка неизбежна;

— по специальному справочнику нужно получить коды товарной номенклатуры (ТН-ВЭД) для проверки условий ввоза и вывоза определённой продукции;

— сумма таможенных платежей (НДС, акцизы, пошлины и сборы) зависит от таможенной стоимости, кодов и объёма груза;

— если получено разрешение на пересечение товаром границы, выбранный перевозчик доставляет его до конечного пункта.

 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»