Таможенное оформление ВЭД
«Нулевой баланс» в соцсетях:    ВК   ТГ

Таможенное оформление ВЭД

Это раньше в лихие 90-тые после падения железного занавеса народившиеся в новой России коммерсанты зарабатывали целые состояния на импортных товарах, ввезённых через таможню из европейских стран и ближнего зарубежья. Импортёры пользовались несовершенством законодательства, где толком не были прописаны налоговые пошлины и прочие виды таможенных сборов. Потом ситуация постепенно менялась благодаря новым правилам растаможки (или таможенной очистки) товаров в пользу ФТС, которая с рекордными показателями начала наполнять госказну. Сегодня ВЭД – это очень рискованная сфера для малого бизнеса, поскольку импорт и экспорт товаров могут оказаться совсем невыгодными (или наоборот).

Что такое таможенное оформление грузов

Это довольно сложная процедура для перевозки товаров и грузов через границу, или смены таможенного режима, когда нужно предъявлять все разрешительные бумаги, декларацию, вносить специальные платежи и пошлины. Кроме того, во время таможенного оформления возможны и обязательные досмотры, к примеру, ветеринарные, карантинные и прочие процедуры. В пунктах пропуска через границу и других местах таможенных органов проверяют не только таможенную, но и транспортную, коммерческую документацию, и берутся таможенные сборы. Растаможкой может заниматься сам владелец груза, но лучше доверить эту заботу опытному брокеру по договору, чтобы избавиться от лишних хлопот, ведь он заполнит нужные бумаги и обеспечит транспортировку груза через посты. Растаможка или затаможка товаров – это помещение любого импорта или экспорта под налоговый режим для подтверждения законности провоза грузов через границу в обоих направлениях. Разумеется, каждые предприниматель хочет побыстрее перевезти свой груз, однако, в любом случае этот процесс начинают с оформления Декларации на товары. При этом нужно обязательно пройти несколько основных этапов таможенного оформления определённых групп товаров:

– приём, регистрация и учёт декларации, когда проверяется правильность заполнения документа, все подписи и заверяющую печать; бумажный и электронный экземпляры сверяют, а заодно проверяют полномочия подающего документы на оформление – имеет ли он право это делать;

– кодировка товаров сверяется с товарной номенклатурой по ТН ВЭД, когда проверяют документацию о происхождении товаров, и есть ли на эту группу тарифные льготы.

– валютный контроль обязателен, при этом проверяют таможенную стоимость в декларации по выбранному способу расчёта.

– проверяют также своевременность таможенных платежей по декларации на счёт таможенных органов, иначе начисляются пени за просрочку.

– досматривают грузы перед выпуском, результаты обязательно регистрируются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Какие таможенные режимы бывают на границе

Порядок перемещения товаров и грузов с определённым статусом с уплатой разных таможенных пошлин строго регламентируется. В Таможенном кодексе прописаны четыре вида режимов: основные, экономические, завершающие и спецрежимы:

  1. 1. Основные режимы применяют наиболее часто и в массовом порядке. Прежде всего это выпуск для внутреннего потребления, когда импорт после растаможки завозится для непосредственной продажи покупателю в розничной торговле. Экспорт товаров называется затаможкой, когда ИП и юрлица по новым правилам вправе вывозить товары вообще без сборов (ранее нужно было платить за декларацию 750 руб.) Провоз грузов через территорию страны не для купли-продажи называется международным таможенным транзитом.
  2. Экономические режимы включают переработку на таможенной территории импорта для внутреннего потребления в определённый срок без уплаты пошлин и налогов для последующей продажи продукции. При временном ввозе импорт используют в течение установленного срока, когда импортёр освобождается полностью или частично от уплаты пошлин и налогов. На таможенном складе товары на экспорт хранятся под контролем сотрудников без фискальных сборов.
  3. Завершающие режимы включают реимпорт, реэкспорт, уничтожение импортных товаров и отказ в пользу государства, когда товары безвозмездно передают в госсобственность.
  4. Специальные режимы: временный ввоз товаров, которые могут использоваться за пределами таможенной территории, беспошлинная торговля в спецмагазинах, перемещение припасов для использования на морских (речных) судах, самолётах и в поездах в международных перевозках

Какие особенности в таможенном оформлении для ИП

Если предприниматель только начинает международную деятельность, ему нужно проходить первичную регистрацию на таможне и предоставить уставные документы участника ВЭД, которые выдаются при создании бизнеса. При импорте-экспорте грузов и товаров ИП должен пройти процедуру оформления и контроля на складе временного хранения:

– кроме своих реквизитов коммерсант в обязательном порядке предъявляет справку об открытии валютного счёта в банке;

– после выбора таможенного режима декларация подаётся только в электронной форме, валютный контроль проходит по ТН ВЭД с подсчётом стоимости таможенного оформления и платежей в бюджет.

– таможенники проверяют корректность начисления платежей: своевременность подачи документов, и правильность указанных в декларации льгот и преференций.

– также проверяются нетарифные меры по разрешительным документам на ввоз-вывоз товаров – лицензии, сертификаты, экспертные заключения и прочие.

– если возникает необходимость проверить достоверность заявленных сведений в декларации, сотрудник таможни проводит досмотр товара или груза, и только потом выдаёт разрешение на импорт-экспорт.

ВАЖНО: обязательная сертификация не нужна на товары для рекламных кампаний или собственных нужд ИП, особенность такого груза указывается в таможенной декларации.

Если ИП указал в своей декларации недостоверные данные или «забыл» внести какие-то товары, которые были обнаружены при досмотре, могут последовать наказания: штрафы, конфискация или отчуждение товара в пользу государства, административная ответственность.

Особенности таможенного оформления для ООО

В основном порядок для компаний такой же, как и для индивидуальных предпринимателей, но есть и отличия. Юрлицам лучше сразу заключить постоянный договор с брокером для упрощения своей работы, если они зарегистрированы как участники ВЭД. Самостоятельно заниматься таможенным оформлением стоит только при эпизодических экспортно-импортных операциях. Если растаможкой занимается представитель компании, он должен предоставить таможенникам в обязательном порядке оригинал доверенности. Кроме реквизитов юрлица потребуются ещё страховой договор, контракт на поставку товара и прочие документы. Для компаний существуют ограничения:

– максимальный вес перевозимого груза не должен превышать 20 тонн;

– для ввоза в страны Таможенного Союза негабаритных или опасных грузов нужно заключать договор с компанией-перевозчиком, которая имеет специальное разрешение на такие транспортные услуги.

Если грузы для ООО доставлены с указанием неверных данных в декларации, товары также подлежат конфискации или отчуждению в пользу государства.

Зачем коммерсантам нужно нанимать таможенного брокера

Если небольшие фирмы проводят лишь несколько сделок через таможню в течение года, им нет смысла держать в штате отдельного специалиста по ВЭД – слишком накладно. Тогда помогут брокеры-профессионалы, как правило, с многолетним опытом работы, знающие все тонкости таможенного оформления. Преимущества заключения договоров с таможенными агентствами брокеров очевидны:

– кроме консультаций по наиболее сложным вопросам оформления грузов, они подскажут наиболее удобные способы декларирования товаров в соответствии с законодательством. Выполнить все операции самостоятельно чрезвычайно трудно – можно запутаться в тех же классификаторах, реестрах и в различных видах таможенной документации – к примеру, как правильно платить таможенные пошлины и другие сборы;

– брокеры гарантируют законность и прозрачность совершаемых операций, ведь они несут ответственность за свою деятельность по заключённому договору, который страхует клиента от возможных убытков и потерь;

– опытные посредники помогут сэкономить коммерсанту не только немало времени, но и денег, поскольку простои грузовых фур на таможне могут привести к штрафам и пеням, не говоря уже о сорванных сроках поставки товаров и переплате за аренду транспорта. К тому же предприниматели могут понести огромные убытки, если на границе задержится продукция с ограниченным сроком хранения.

– при подписании договора можно учесть и другие услуги брокера – например, помощь в получении разрешительных документов или различных экспертных заключений.

– брокер может рассчитать оптимальный вариант транспортировки груза до таможни по всему маршруту, и проверить надёжность иностранного контрагента для обеспечения безопасности сделки.

Как правильно выбрать таможенного брокера

Посредническое агентство в обязательном порядке должно числиться в Реестре таможенных брокеров. Оказывать таможенные услуги может только тот брокер, у которого в штате не менее двух квалифицированных специалистов с наличием соответствующих сертификатов. Брокер должен иметь первоначальный уставный капитал и застрахованную сумму своей ответственности в размере не менее 50 млн. руб. по договору страхования. Он вправе самостоятельно устанавливать скидки на стоимость своих услуг и льготы для отдельных категорий постоянных клиентов, хотя оплата должна происходить по официальному прейскуранту. Лицензированный посредник несёт персональную ответственность за доверенный ему клиентом груз, он доставляет товар прямо к месту контроля и обеспечивает его надёжное хранение в течение растаможки. Настоящий профессионал проведёт таможенное оформление оперативно – максимум за пару дней, если не будет просрочки зачисления обязательных платежей и сборов на расчётный счёт таможенного контроля. Все операции брокеров фиксируются в электронном виде и хранятся в базе данных 5 лет, что гарантирует клиенту правильность оформления документов.

Что такое электронная таможенная декларация

Электронную декларацию в своё время разработала Всемирная торговая организация (ВТО) для ускорения таможенных процедур, и сокращения временных и денежных затрат на оформление пакета бумажных документов на транспортировку грузов. Благодаря нововведению товарооборот резко увеличился, а сроки поставки товаров покупателям явно сократились. Цифровая декларация готовится брокером на основании представленных клиентом документов заранее – перед доставкой груза на таможенный терминал. Потом прибывший груз проверяют на соответствие указанной в документах информации: если изменений в составе груза или количестве единиц товара нет, брокеру остаётся внести данные о транспорте в декларацию и отправить полученный файл по электронной почте таможенному инспектору для окончательной проверки перед выпуском. Весь документооборот в электронном виде позволяет брокеру более оперативно оформлять груз с большим перечнем товаров, да ещё при частых перемещениях через таможню. К тому же декларирование через интернет защищает клиентов от коррупции и произвола недобросовестных таможенников на местах, поскольку процедура оформления грузов стала более прозрачной – все комплекты документов как на ладони.

Почему грузы хранятся на таможенном складе

Сама процедура оформления грузов в таможенных зонах зачастую довольно сложная и утомительная, задержки возможны из-за неправильного оформления документов или нехватки нужных, ведь необходимо вовремя подать декларацию, уплатить пошлины, предоставить сертификацию товара и т.п. В таких случаях груз размещается на специально оборудованных складах на временное хранение под охраной, чтобы завершить таможенное оформление. Кроме того, складскими помещениями могут воспользоваться желающие получить рассрочку на уплату пошлины, или не платить пошлины на импорт при транзите товаров, а кому-то нужно обработать груз прямо на складе. Хранение грузов под присмотром сотрудников таможни и владельца довольно удобно, к тому же на складах есть железнодорожная ветка, контейнеры находятся в специальном депо, что позволяет быстро их погружать и выгружать. Разумеется, за логистику и хранение транспорта нужно платить немалые деньги, хотя есть и льготы для некоторых организаций, которые могут вообще освободить от сборов. Для обоснования причин неуплаты нужно подать письменное обращение в ФТС. Если коммерсант постоянно занимается транзитом или импортом, выгода размещения грузов на временных складах очевидна – строить или покупать складские помещения и тратиться на их обслуживание нет необходимости. К тому же сборы за хранение груза можно вносить в рассрочку.

Что нужно знать о таможенном сертификате

Таможенники называют этот обязательный документ сертификатом прохождения, который подтверждает при экспорте-импорте страну производства товара. Оформление сертификата выгодно как производителю, так и поставщику, поскольку после предъявления этого документа таможенные выплаты значительно сокращаются, а всякие дополнительные сборы не взимаются. Таможенная сертификация имеет несколько видов оформления:

– форма СТ-1 необходима для растаможки импорта или экспорта из страны происхождения, такой сертификат потребуется для ввоза грузов на территорию постсоветских республик.

– форма А нужна для предъявления таможенным органам прежде всего стран-участников системы GSP (Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран) – это государства Евросоюза, Турция, Чехия, Словакия и др. В систему тарифных льгот входит и Россия, кроме стран СНГ и ближнего зарубежья.

– форма ОБЩИЙ СЕРТИФИКАТ предназначена для всех других стран, где находятся торговые партнёры наших коммерсантов, к примеру, соседних – Латвии, Литвы и Эстонии.

Для таможенной сертификации нужно предъявить пакет документов, куда входят прежде всего Сертификат соответствия ГОСТ Р, сертификаты качества продукции, соответствия и другие бумаги. Например, для перевозки через границу растительной продукции (овощи-фрукты) требуется фитосанитарное заключение, а животной (мясо-молоко) – ветеринарное разрешение, на некоторые виды продукции может потребоваться пожарный сертификат. В любом случае необходимые бумаги нужно оформлять заранее в Госстандарте, Роспотребнадзоре, МЧС и других службах. Перед экспортно-импортными сделками лучше уточнять в таможенном комитете список обязательных бумаг для конкретных видов продукции, ведь могут потребоваться и другие обязательные документы. К примеру, это могут быть счета-фактуры и накладные на все виды товаров, товарно-транспортные накладные с маршрутом передвижения груза и видом транспорта, контракты между заказчиком и поставщиком, платёжные поручения, паспорт качества и прочее. ИП и юрлица могут предъявить на таможне и отказное письмо, если продукция не подлежит обязательной сертификации, например, б/у товар, запчасти, выставочные и опытные образцы. После подачи заявления вместе с копиями нужных документов, заверенных печатью поставщика, таможенный сертификат можно получить через день-два (если документы оказались в порядке).

Какие виды таможенных платежей существуют

Адвалорные («от стоимости») пошлины наиболее оптимальные, поскольку являются экономически справедливыми в товарной и отраслевой номенклатуре. Платежи взаимосвязаны с таможенной стоимостью перемещаемых товаров и рассчитываются по формуле: таможенная стоимость + ставка (может меняться ежегодно). Стоимость определяет сам предприниматель и указывает в декларации, хотя таможенники проверяют правильность её исчисления. По сути пошлина является аналогом торговых налогов – налога с продаж и НДС, а размеры ставок в процентах и все товары подробно прописаны в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия). Эти пошлины наиболее популярные, потому что просты и удобны в расчётах, хотя довольно переменчивы, ведь они зачастую зависят от политической и экономической ситуации в Экономическом союзе.

Специфические рассчитывают от физических показателей грузов: объём, масса, штука, упаковка товара, мощность двигателя. В Едином таможенном тарифе фиксированные ставки указаны в евро или долларах, и не зависят от инфляции и ценовой политики, поскольку устанавливаются законодательно в соответствии с государственной статистикой.

Комбинированные – сочетание адвалорных и специфических пошлин, исчисляются в процентах от стоимости товара + определённая денежная сумма от физического объёма товара. Пошлины являются инструментом защиты внутреннего рынка, ведь они формируют пиковые ставки таможенных тарифов.

Импортные платежи – основной способ пополнения бюджета, поскольку включают в себя саму таможенную пошлину на ввоз, НДС, акцизы и таможенные сборы. Разумеется, максимальные суммы взимаются за провоз товаров-конкурентов отечественной продукции, минимальные – с нужного для наших производителей сырья. Есть и тарифные преференции, к примеру, при ввозе технической и гуманитарной помощи, или оборудования для совместных предприятий.

Экспортные состоят из самой таможенной пошлины и таможенного сбора, и предназначены для контроля за вывозом из страны необходимых для внутреннего рынка товаров или продукции с более низкими по сравнению с мировыми ценами. Размеры платежей указаны в законах стран Экономического союза, а порядок их уплаты – в Таможенном кодексе (раздел Процедуры экспорта)

Транзитные взимаются за перевозку товаров через границы страны для доставки в другую. Однако, при транзите допускается и льготный режим без фискальных сборов, если вовремя подаётся транзитная декларация, перемещаются разрешённые грузы, соблюдается пограничный контроль и другие обязательные условия по срокам, маршруту и прочим.

Антидемпинговые пошлины устанавливают временно для ввоза товаров-конкурентов на внутреннем рынке в зависимости от количества и цен, повышенные ставки действуют до полугода. Защитные меры применяются исключительно после подробного анализа влияния импорта определённых групп товаров на внутренний рынок.

Компенсационные пошлины устанавливаются в аналогичном порядке, чтобы защитить отечественных предпринимателей от поставщиков, получивших всякие преференции: дотации, кредиты, амнистию и прочее. Эти платежи взимаются прежде всего с импортёров дешёвых товаров из Китая.

 Какие ставки таможенных пошлин применяются, кроме постоянных

адвалорные (переменные) устанавливаются в процентных показателях к таможенной стоимости обычно сырьевых и продтоваров (к примеру, в размере 5%, но могут изменяться и индексироваться). Таможенную стоимость заявляет сам декларант, а сведения в декларации должны быть достоверными, иначе последуют строгие штрафные санкции.

специфические зависят от физических характеристик товара с учётом массы, количества, объёма и прочих показателей. Как правило, применяются при перевозке готовых изделий, ставки устанавливают в евро (к примеру, 0,5 евро за кг);

– комбинированные – сочетание адвалорных и специфических ставок, когда обычно уплачивается большая ставка из начисленных сумм (к примеру, 10% от таможенной стоимости, но не менее 0.5 евро за кг)

Какие виды платежей вносятся в таможенную декларацию

Грузовую таможенную декларацию (ГТД) заполняют в соответствии с подробной инструкцией, все коды нужно указывать правильно, ведь в документе прописаны не только пошлины и сборы, но и НДС, акцизы, а также штрафы, пени и проценты при предоставлении рассрочки или отсрочки внесения платежей. На ресурсах таможенной службы также нужно уточнять Коды бюджетной классификации (КБК). Отвечает за правильное заполнение декларации перевозчик – таможенный брокер или сам предприниматель, который проходит все этапы таможенного контроля при пересечении границы с грузом. За допущенные нарушения (недоплата, просрочка или ошибки в расчётах платежей) предусмотрены штрафные санкции с принудительным взысканием недоимок. Если недоплата составит более 1,5 млн. руб., может последовать уже уголовное наказание в виде лишения свободы.

Какие наказания предусмотрены за контрабанду

Незаконное перемещение товаров через границу может быть и разовым, но в любом случае является серьёзным уголовным преступлением, ведь чаще всего через таможенные посты пытаются провезти наркотики, оружие, ювелирные изделия, валюту и прочие ценности – прежде всего предметы искусства. Особенно много нарушений таможенники фиксируют при перевозке иномарок, спиртного и сигарет. Уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение партии в особо крупных размерах (стоимость груза более 1,5 млн. руб.), когда декларация липовая, или сам груз скрывается от прохождения контроля на таможне (к примеру, в потайных местах фуры). Преступники разрабатывают целые хитроумные схемы перевозки контрабанды через таможенные пункты, когда используются не только тайники. Кроме того, обычно подделывается сопроводительная документация с помощью фальшивых штампов и печатей; декларируют одно, а на самом деле хотят провезти совсем другой – более дорогой груз, да ещё с поддельными марками и акцизами (а некоторые коррумпированные таможенники за взятку могут закрыть глаза).

Максимальное наказание в УК грозит перевозчикам наркотиков – до 20 лет тюрьмы (или пожизненное), если наркотрафик организован преступной группой. За контрабанду алкоголя и табака можно получить до 7 лет и крупный штраф – более 1 млн. руб.; за перевозку валюты и драгоценностей наказание предусмотрено до 2 лет, а в составе организованной группы – до 4 лет + штраф в десятикратном размере от стоимости контрабанды.

Как предпринимателю защитить свои права на таможне

Как показывает практика, таможенники зачастую совсем необоснованно предъявляют претензии к перевозчикам грузов, и обычно придираются к физическим показателям: весу товара, объёму, маркировке и прочей документации. Иногда административные дела заводят коррумпированные сотрудники, чтобы обложить штрафами, а потом требовать взятки. Добросовестные перевозчики стараются не связываться с таможней и платят по полной, ведь им нужно постоянно пересекать границу с грузами и дальше. А в последнее время импортёры всё чаще стали сталкиваться с необоснованной корректировкой таможенной стоимости и классификации товаров и, как правило, доначислением платежей, поскольку установка властей для ФТС остаётся прежней – максимально наполнять бюджет от таможенных сборов. Доначисление угрожает предпринимателю не только при ввозе груза, но и спустя 3(!) года с даты выпуска товара с таможни (кстати, отказ в выпуске нужно обязательно требовать в письменной форме, чтобы потом было проще отстаивать свою правоту). И наказания довольно суровые: если сумма дополнительных платежей достигнет 2 млн. руб., компания может отделаться штрафом, в противном случает при превышении этого порога могут возбудить уголовное дело. Эксперты советуют, – в любом случае нужно отстаивать свои права, если документы в порядке, но при этом категорически нельзя закрывать глаза на запросы таможенников о необходимости подачи дополнительных бумаг в ходе проверки. Даже в отсутствии запрашиваемых документов нужно сообщить об этом инспекторам. Если предприниматель занимается импортом постоянно, за несколько лет переплаченные ни за что суммы могут стать довольно обременительными для бизнеса. Вот почему есть смысл побороться за справедливость в арбитражном суде, тем более, когда вышестоящее таможенное начальство остаётся глухим к жалобам импортёра. Переплату платежей можно вернуть и даже взыскать проценты, ведь выигрывают почти все дела те компании, которым незаконно отказали в применении льгот при уплате НДС.

Другие материалы рубрики «Внешнеэкономическая деятельность»
10 пунктов о том, как пройти таможенное оформление товаров
10 пунктов о том, как пройти таможенное оформление товаров
Нередко у предпринимателей, которые задумываются об импорте товаров из-за рубежа или о расширении каналов продаж в другие страны, возникает вопрос: Как пройти таможенное оформление? Обратитесь к профессионалам Внешнеэкономическая деятельность таит в себе достаточно много подводных камней, а ...
Внешнеэкономическая деятельность с Африкой
Внешнеэкономическая деятельность с Африкой
Африка занимает второе место по числу жителей среди континентов, уступая только Евразии. Здесь живет более 1,4 млрд человек, что составляет 18% от всего населения Земли. Эксперты утверждают, что Африка обладает 12% мировых запасов нефти, 42% золотых месторождений, 60% марганцевых руд и многими ...
10 пунктов о таможне и ВЭД
10 пунктов о таможне и ВЭД
Далекие «девяностые» давно в прошлом, но мифы о страшной таможне живут и по сей день. Давно доказано, что причина страхов, в большинстве случаев, в незнании, а наше сознание заполняет эту пустоту собственными предположениями. Сегодня можно найти поставщика через интернет, подписать договор и ...
Последние материалы на сайте
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Ужесточение требований к алкогольному рынку: новые правила для производителей и поставщиков
Новый федеральный закон No 46-ФЗ, принятый 11 марта 2024 года, ужесточает условия для алкогольной индустрии, затрагивая правила ведения бизнеса производителями и поставщиками алкоголя.  Он вносит коррективы в нормативы, управляющие процессами производства, распространения этилового спирта, ...
Акт выполненных работ или услуг
Акт выполненных работ или услуг
Акт выполненных работ или услуг является официальным документом, который подтверждает факт оказания услуг или выполнения работ одной стороной для другой. Этот документ служит важным юридическим подтверждением выполненных обязательств и может использоваться в качестве основания для расчетов между ...
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав ООО с несколькими участниками
Типовой устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) с несколькими участниками является ключевым документом, который устанавливает правила работы компании, права и обязанности ее учредителей, а также процедуры управления и распределения прибыли между участниками. В каких случаях ...