Зачем нужна аттестация сотрудников компании
«Нулевой баланс» в соцсетях:    ВК   ТГ      

Зачем нужна аттестация сотрудников компании

28.06.2019 15:45  
Зарплата и кадры, Статьи

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Как это ни банально звучит, но ведь, действительно, «Кадры решают всё!» -именно поэтому на каждом предприятии установлен свой порядок проведения аттестации. Какие правила нужно учитывать руководству при проверке сотрудников на соответствие занимаемой должности. Какие виды аттестации обычно выбирают из многих? Почему особое внимание нужно уделять составу аттестационной комиссии?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Сегодня внимание владельцев компаний к персоналу явно повышенное, ведь для обеспечения конкурентоспособности нужно иметь высокопрофессиональные кадры с соответствующим бизнесу уровнем подготовки. Вот почему так необходима регулярная аттестация персонала, порядок которой указан в «Положении об аттестации сотрудников».


Правила проведения аттестации работников на предприятиях

Проверка персонала на соответствие занимаемой должности и профпригодность должна проводиться в организации периодически не реже раза в три года. Однако, каждая компания вправе самостоятельно определять и утверждать свои графики, которые прописываются в корпоративных документах. В любом случае по общим правилам аттестации не подлежат новички, не проработавшие в компании и года, 60-летние пенсионеры, беременные сотрудницы и разумеется, уже ушедшие в декрет. В последнее время уделяется большое внимание аттестации соцработников, поскольку в этой ответственной сфере нужны только квалифицированные специалисты для оказания услуг своим подопечным – беспомощным инвалидам или старикам (особенно актуально после появления в стране отдельного вида предпринимательства – социального). Особый порядок существует, к примеру, у медработников, которые могут сами инициировать аттестацию и добровольно пройти экзамен для повышения категории, чтобы получать более достойную зарплату. В таких случаях проверку проводит специально образованная комиссия из наиболее компетентных сотрудников организации.

Какие виды аттестации сотрудников бывают

Форматов проверки на соответствие довольно много, применяют и комбинированные варианты, хотя основными являются три вида экзаменов:

  1. Индивидуальное собеседование проводит обычно шеф, который выясняет у сотрудника возникающие в его работе проблемы, и способы их решения на пользу общему делу. По итогам подробного разговора составляется отзыв-характеристика на сотрудника.
  2. Коллегиальное собеседование проводит специальная аттестационная комиссия, которая после отчёта сотрудника о своих должностных обязанностях и возникающих проблемах в работе может задавать уточняющие вопросы. После беседы комиссия определяет соответствие испытуемого своей должности и уровень его профподготовки.
  3. Письменное тестирование персонала в формате вопросника считается наиболее объективным видом проверки, поскольку исключается субъективный фактор. Но сам процесс довольно затратный, ведь нужно подготовить тесты, обработать массу анкет, анализировать полученные ответы, и только потом составить характеристику на отдельного сотрудника. Сейчас в помощь руководителям компаний специальные сервисы предлагают различные программы, позволяющие создать тестовые опросы, которые можно пройти на своих смартфонах в любом месте и в удобное время. Потом все полученные результаты автоматически сводятся в итоговые отчёты.

Каким должен быть порядок проведения аттестации

После составления локального нормативного акта, который сотрудники должны обязательно изучить и поставить свои подписи, документ утверждает руководитель компании. Затем приказом по организации утверждается сформированная из специалистов аттестационная комиссия (если есть профсоюз, включение его представителя обязательно, иначе результаты экзамена могут и не признать). Аттестацию нужно проводить строго по утверждённому шефом графику, а заключение оформляют в виде протокола. По итогам составляется сводный отчёт для принятия руководителем окончательного решения по каждому сотруднику – соответствует он занимаемой должности, или нет. Для обеспечения объективности результатов членов аттестационной комиссии (желательно авторитетных профессионалов) должно быть – чем больше, тем лучше, поскольку число по нормативному акту не ограничено. Бывает, понизили профессиональному сотруднику категорию – он пожаловался директору, а потом выяснилось, в комиссии не было ни одного компетентного человека, способного оценить деловые качества узкопрофильного специалиста.

Метки данного материала:

Другие материалы рубрики «Зарплата и кадры»
Кому нельзя выдать зарплату наличными
Кому нельзя выдать зарплату наличными
В Российской Федерации выплата наличными денежными средствами из кассы предприятия допускается только для иностранцев, имеющих вид на жительство (ВНЖ) и постоянно проживающих в стране. Налоговая служба Республики Бурятия подчеркивает для всех предпринимателей и управленцев бизнеса важность ...
Трудовой договор для ООО
Трудовой договор для ООО
В каких случаях используется документ? Наем новых сотрудников: При приеме на работу каждого нового сотрудника ООО обязано заключить с ним трудовой договор, что является требованием российского трудового законодательства. Регулирование трудовых отношений: Документ позволяет формализовать условия ...
Трудовой договор для ИП
Трудовой договор для ИП
В каких случаях используется документ? Найм работников: Каждый ИП, планирующий привлечь на работу сотрудников, обязан заключить с ними трудовой договор. Это требование законодательства РФ, направленное на защиту прав работников. Регулирование отношений: Договор позволяет четко регламентировать ...
Последние материалы на сайте
Что делать если вызвали на допрос в налоговую инспекцию?
Что делать если вызвали на допрос в налоговую инспекцию?
Налоговая инспекция в ходе камеральной и выездной проверки вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля. В ходе допроса инспекторы пытаются установить противоречия между показаниями свидетелей и данными документов, представленных в подтверждение правильности ведения налогового учета и соблюдения ...
Юрлица и ИП смогут платить через СБП
Юрлица и ИП смогут платить через СБП
С 1 апреля 2024 года вступает в силу обязательное использование системы быстрых платежей (СБП) банками для осуществления платежей между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляют переводы для или от юрлиц с счетами, находящимися в территориальных единицах ...
Общество с ограниченной ответственностью: основные вопросы