«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Согласно проекту новой главы НК, которая начнёт действовать со следующего года, налоговая проконтролирует движение импортных товаров по обновлённым счетам-фактурам и декларации НДС. Какие дополнительные реквизиты будут указывать компании в счетах-фактурах? Какой новый раздел появится в декларации НДС и для чего это понадобилось налоговикам? Какие новые обязанности будут у бухгалтерии организации?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Следить будут за ввозимым импортом для внутреннего потребления, поскольку правительство озаботилось созданием национальной системы постоянного мониторинга товаров. Теперь участникам ВЭД придётся указывать в счетах-фактурах регистрационный № каждого товара, в таможенной декларации заполнять новый раздел, а также сдавать новые отчёты и уведомления. Предприниматели-импортёры должны быть готовы к введению новых правил.


Какие виды товаров хочет отслеживать налоговая

Полный перечень товаров Кабмин пока не утвердил — в проекте по национальному классификатору продукции указан лишь 21 товар: бульдозеры, автопогрузчики, холодильники и стиралки, а также детские автокресла и коляски, офисная мебель и прочее. Отчитываться перед налоговиками будет как импортёр, так и продавцы с покупателями, а инспекторы проследят за движением этих товаров на внутреннем рынке с момента ввоза, потому что налоговая хочет знать — сколько продукции куплено и сколько компания продала.

Какие регистрационные номера будут присваивать товарам

Для контроля за движением товаров у каждой партии появится регистрационный №: для ввозимых товаров в общем порядке, независимо от страны происхождения; для импорта из стран ЕАЭС, для конфиската и задержанных по решению суда товаров и прочих. Эти номера товаров организации и ИП должны будут указывать в счетах-фактурах. Предприниматели на спецрежиме или освобождённые от уплаты НДС будут вписывать номер в отгрузочные документы. Обмениваться счетами-фактурами и первичкой между собой контрагенты будут только по электронке через оператора, который передаст сведения о движении товаров налоговой (нужна будет усиленная квалифицированная подпись). Товар покинет систему прослеживания, когда импортёры спишут его в производство, экспортируют или утилизируют.

Как будет работать система прослеживания товаров

Данные счетов-фактур и отгрузочных документов налоговая будет сопоставлять с декларациями, уведомлениями и отчётами предпринимателей. Таким образом инспекторы установят контроль за движением товаров от поставщика к покупателю. В счетах-фактурах нужно будет указывать новые реквизиты: регистрационный №, единицу количественного учёта и отдельно — количество товара в ней. Если предприниматель отгрузил прослеживаемый товар в одну из стран ЕАЭС, нужно подавать инспекторам уведомление об операции в электронном виде. Когда товар наоборот – закупается в странах союза, налоговики присваивают ему регистрационный № на основании уведомления, и сообщают об этом компании так же по электронке. Операторы электронного документооборота будут передавать налоговой все счета-фактуры и первичку каждый день, а продавцам и покупателям нужно будет отчитываться по операциям раз в квартал – в декларации по НДС появится дополнительный раздел для заполнения. Спецрежимщики и неплательщики НДС вместо декларации подают электронный спецотчёт до 25-го числа следующего за кварталом месяца.

Как будет проверяться движение импортных товаров

Инспекторы проверят данные о товарах по декларациям и отчётам в течение 3-х месяцев, в случае несоответствий запросят счета-фактуры и первичные документы на отгрузку – компаниям даётся 10 рабочих дней. Кроме того, налоговая может устроить осмотр с вызовом свидетелей или встречную проверку. За нарушения в порядке прослеживания товаров предусмотрены новые штрафные санкции: за несдачу декларации или отчёта, а также игнорирование уточняющего запроса налоговой могут оштрафовать минимум на 5 тыс. руб. (или на сумму от 5 до 10% от стоимости прослеживаемых товаров). Если заметят отсутствие товаров и ошибки в счетах-фактурах или отгрузочных документах, придётся заплатить минимум 1 тыс. руб. за каждый документ.

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

При желании предприниматель может заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), тогда нужно быть готовым к новым трудным задачам в бизнесе. Почему возникает необходимость обязательно оформлять валютный счёт? Для чего нужно прохождение валютного контроля для каждой сделки? Какие взаимоотношения возникают с банком-агентом и таможенниками?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

ВЭД – это очень рискованная сфера для бизнеса, поскольку внешняя торговля может оказаться совсем невыгодной (или наоборот). Для успеха дела прежде всего нужно открыть валютный счёт в надёжной кредитной организации — уполномоченный банк-агент поможет грамотно провести все импортные и экспортные операции. Многое будет также зависеть от выбранного иностранного контрагента.

Как открывается валютный счёт

Это не обязательно делать именно в том банке, где уже есть основной расчётный счёт компании, но в любом случае необходимо расчётно-кассовое обслуживание (РКО). Валютный счёт состоит из двух частей: текущий счёт нужен для хранения иностранной валюты, на транзитный зачисляются поступления от сделок, которые проходят валютный контроль. При необходимости деньги с него переводятся на текущий счёт или обмениваются на рубли. При ведении бизнеса с компаниями в Европе открывается счёт в евро, в других случаях – в долларах и прочих валютах. Когда выбирается банк, нужно учитывать подходящие для бизнеса условия: стоимость открытия счёта и проценты за обслуживание, комиссия за конвертацию, валютных платёжек, выбор валют.

Зачем нужно проверять контрагентов за границей

Для своей подстраховки нужно убедиться в надёжности иностранной компании перед заключением контракта, поскольку обычно сделки с контрагентами из-за рубежа наиболее рискованные. Бизнес с сомнительными компаниями может вызвать подозрения у налоговой и таможенников обеих стран. Чтобы не нарваться на неприятности, лучше запросить у самого партнёра учредительные документы фирмы и выписку из реестра. Все бумаги должны быть заверены у нотариуса и иметь апостиль – штамп, который подтверждает юридическую силу иностранных документов. Это можно сделать и за плату, обратившись в соответствующие службы той страны, где зарегистрирован контрагент. Так можно узнать всю его подноготную: дата регистрации, сведения о руководителях, сумма уставного капитала и прочее. А ещё нужную компанию можно проверить с помощью платных специализированных сервисов в интернете, которые предлагают такую услугу.

Как нужно проходить валютный контроль

Легальность всех без исключения сделок с иностранцами должна быть подтверждена, как и выполнение обязательств между предпринимателями. Валютный контроль — это забота Центробанка, Минфина, Таможенной службы, а также непосредственных исполнителей – уполномоченных банков-агентов, которые следят за правильным оформлением и выполнением контрактов. Полумесячный срок на прохождение контроля даётся с даты пересечения границы товаром или с момента поступления денег на транзитный счёт. Эта операция состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от конкретной сделки и требований банка-агента готовится пакет документов: таможенные декларации, контракты, справки об операциях и прочее.
  • Если сумма сделки составляет от 3 млн. руб. (для импорта) или от 6 млн. (для экспорта) нужна регистрация договора банком-агентом.
  • Закрытием сделки и подготовкой отчётности также занимается банк-агент, от которого во многого зависит быстрота и успешность прохождения контроля.

Именно в банке-агенте нужно открывать расчётный и валютный счета для проведения валютного контроля, каждый этап которого оплачивается отдельно, а стоимость сопровождения сделки зависит от тарифов уполномоченных банков.

Как оформляется ввоз и вывоз товаров

В этом процессе поможет таможенный брокер – компания-посредник, которая рекомендует надёжного перевозчика товаров или экспедитора. При этом нужно учитывать нужные способы доставки, схему организации перевозок и тарифы за дополнительные услуги. Таможенное оформление начинается, когда товар уже на границе, и состоит из нескольких этапов:

— регистрацией деклараций на товары занимается представитель фирмы, таможенники осматривают груз и проверяют на соответствие сопроводительным бумагам;

— таможенную стоимость товара проверяют сами таможенники, заявленная стоимость должна соответствовать реальной, иначе дополнительная проверка неизбежна;

— по специальному справочнику нужно получить коды товарной номенклатуры (ТН-ВЭД) для проверки условий ввоза и вывоза определённой продукции;

— сумма таможенных платежей (НДС, акцизы, пошлины и сборы) зависит от таможенной стоимости, кодов и объёма груза;

— если получено разрешение на пересечение товаром границы, выбранный перевозчик доставляет его до конечного пункта.

 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»