«Нулевой баланс» в соцсетях:   ФБ   ВК   ОК   ИНСТ

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Товарный знак – это визитная карточка компании, именно этот вид интеллектуальной собственности чаще всего используется незаконно конкурентами. Как предприятие может обезопасить себя от использования своего бренда чужими бизнесами? Какие наказания существуют за такие правонарушения?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Обычно раскрученный товарный знак гарантирует качество продукции и предоставляемых услуг на потребительском рынке, а также помогает сохранить свою марку в конкурентной борьбе за клиентов. Регистрация бренда даёт владельцу исключительные права на его использование и помогает бороться против недобросовестных «левых» производителей. Однако, не все компании регистрируют свой товарный знак, а потом у них возникают серьёзные проблемы в бизнесе.


Как используется незарегистрированный бренд и какие риски существуют

Незарегистрированные фирменные знаки не имеют юридического статуса, а потому очень уязвимы, особенно когда бренд успешный. Тогда конкуренты могут подсуетиться и зарегистрировать чужой товарный знак в Роспатенте для получения значительного преимущества на рынке, продавая по сути подделку. Узнаваемый бренд наносится на упаковку продукции, помещается на сайте компании и используется в рекламе товаров, а реальный хозяин оригинального знака теряет покупателей и несёт убытки из-за падения объёмов продаж, ведь подделка может быть низкокачественной. Кроме того, мошенники могут вообще не использовать практически украденную торговую марку и шантажировать реального владельца: требовать плату за её использование или вообще взыскивать компенсации через суд за нарушение правообладания. Или наоборот – если фирма совершенно случайно и совсем не преднамеренно выбрала обозначение очень похожее на уже зарегистрированный и раскрученный товарный знак, судебных исков со стороны законного владельца и штрафов не избежать. Вот почему уже в начале предпринимательства лучше получить официальное свидетельство на использование выбранного знака. Хотя нередко коммерсанты не видят в этом особого смысла, ведь бизнес может не пойти, и расходы на регистрацию просто не окупятся (нужно потратить не только деньги, но и время – процесс регистрации долгий, может растянуться до полутора лет!). Кстати, есть немало случаев, когда фирмы получали свидетельства уже после того, как незарегистрированный, но раскрученный бренд получил популярность на рынке благодаря ударной рекламной кампании – они просто подтвердили свои расходы платёжками.

Какие штрафные санкции предусмотрены за использование чужого зарегистрированного бренда

После судебных разбирательств рублём могут наказать не только за умышленное нарушение прав законного владельца товарного знака, но и за непреднамеренное использование чужого бренда. В любом случае нарушителя заставят больше не упоминать «украденное» фирменное обозначение в своих документах, на сайте и в рекламных материалах. Товары под чужой маркой признают контрафактом, а значит они подлежат ликвидации. Кроме этого виновного могут приговорить к выплате денежной компенсации пострадавшему: от 10 тыс. до 5 млн. руб. в зависимости от тяжести правонарушения (ч. 4 ст. 1515 ГК). Если правообладатель понёс крупный финансовый ущерб, тогда наступает уголовная ответственность: самое суровое наказание предусмотрено за умышленно организованное преступление группой лиц — до 5 лет! (ст. 180 УК). Но можно отделаться и штрафом до 300 тыс. руб. — это как решат судьи.

Наиболее громкие судебные разбирательства обычно заканчивались назначением пострадавшим правообладателям крупных компенсаций. К примеру, Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» с помощью судей наказала другую кондитерскую фабрику «Славянка», которая почему-то без спроса решила выпускать популярный ещё с советских времён шоколад «Алёнка». За что и поплатилась крупной компенсацией в 15 млн. руб., хотя изначально судебный иск был предъявлен на 310 млн!

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Получение патента на название фирмы процесс довольно долгий, зато потом предприятие получает очевидные преимущества в бизнесе. Зачем вообще нужен такой патент, если товарный знак уже зарегистрирован? В чём разница между брендом и фирменным названием? Куда подавать заявку и сколько стоит эта процедура?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

После получения патента предприятие будет защищено от недобросовестных конкурентов, что позволит с помощью активной рекламы успешно продвигать бизнес в будущем. Узнаваемость бренда будет обеспечена, поскольку наименование фирмы или товара станет уникальным, а значит другие коммерсанты не вправе его использовать.

В чём отличие между названием фирмы и товарным знаком

Фирменное название обеспечивает индивидуальность конкретного предприятия (другого такого просто нет), а товарный знак (или бренд) делает хорошо узнаваемой именно продукцию или услуги. Вот главные отличия между этими атрибутами:

  • Фирменное название может иметь только юрлицо, а товарный знак ещё и ИП.
  • Наименование может быть только в виде слова или словосочетания, а бренд представлен и в других формах: эмблемы, слоганы, логотипы с фигурами, картинками, отдельными буквами, доменное имя сайта.
  • Фирменное название присваивается навсегда, бренд живёт только десятилетие, а потом нужна перерегистрация на продление. Если фирма не использует товарный знак в течение трёх лет, его существование прекращается досрочно.
  • Наименование обязательно должно быть в официальных документах, а бренд изображается на товаре, упаковке, на вывесках и в рекламных компаниях.

Если вовремя не запатентовать наименование, возникнет угроза потерять защиту бренда, поскольку фирменное название может частично или полностью совпадать с чужим.

Как запатентовать название в Роспатенте

Заветное свидетельство выдаёт именно эта Федеральная служба по интеллектуальной собственности, а сама процедура может быть долгой и довольно утомительной – более года. Помогут посредники – специализированные бюро и поверенные, которые за отдельную плату подскажут как действовать, и возьмут на себя рутинную работу, связанную с оформлением документов. В любом случае нужно пройти несколько длительных этапов:

— проверка уникальности придуманного названия фирмы нужна для исключения возможного совпадения с чужим, уже существующим;

— подача заявки с копиями правоустанавливающих документов фирмы и квитанцией об уплате госпошлины, в заявлении подробно описывается эскиз логотипа;

ВАЖНО: с даты подачи заявления у фирмы сразу же появляется право приоритетного использования выбранного наименования.

        — проведение тщательных экспертиз в Роспатенте может затянуться на год – этот самый долгий этап необходим для проверки уникальности придуманного названия в числе уже существующих в базе и среди поданных на регистрацию ранее;

— получение заветного свидетельства, которое даёт право на продажу товарного знака и маркировку продукции, рекламу под фирменным названием и использование доменного имени для сайта.

Сколько нужно заплатить за патент названия

Кроме оплаты услуг поверенных нужно потратиться на госпошлины (стоимость нужно проверять на сайте Роспатента):

— обычная месячная сверка наименования по базам и прочим источникам стоит более 4 700 руб., ускоренная проверка за неделю обойдётся почти втрое дороже;

— приём и проверка документов к заявке стоит 2 700 руб.;

— экспертиза названия — за самую долгую процедуру берут 11 500 руб.;

— получение свидетельства патента обойдётся в более чем 16 тыс. руб.

 

Таким образом минимальная сумма составит 35 тыс. руб. плюс доплата за добавление класса, поскольку фирменные наименования регистрируют в определённых классах Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) по видам деятельности предприятия.

ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.

Регистрация фирменного товарного знака необходима для защиты своего бизнеса, иначе его поспешат использовать конкуренты. Что собой представляет товарный знак, и как его выбрать? Где нужно регистрировать знак? Сколько нужно заплатить за регистрацию? Как правильно пользоваться товарным знаком?

КАК? Анализ. Стратегии. Решения.

Товарный знак — это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг» (ст. 1477 ГК). Компаниям нужно обязательно регистрировать свои товарные знаки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) для узнавания, в противном случае раскрученные бренды могут использовать другие.

Фирменный бренд – лицо компании

Большинство товарных знаков, прошедших регистрацию, представляют собой фирменные логотипы: текст, фигуры, картинки и прочее. Бренды регистрируют в определённых классах Международной классификации товаров и услуг, по видам деятельности компании. Но есть и общеизвестные товарные знаки, если бизнес широко распространён по всей стране, а бренды раскручены до полной узнаваемости благодаря грамотной рекламе. Тогда без согласия правообладателя использование знака невозможно, иначе — судебное разбирательство и крупные штрафы.

Зачем нужна регистрация своего бренда

Владельцу бизнеса нужно обеспечить безопасность своего бренда — это главное, поскольку после получения разрешения о регистрации фирменного знака в Роспатенте другие не смогут его использовать. Максимальное наказание в нашем законодательстве предельно суровое – штраф до 5 млн. руб.! – именно к такой разорительной сумме может приговорить арбитражный суд, хотя минимум составляет всего 10 тыс.

Как нужно выбирать товарный знак

Прежде всего нужно убедиться наверняка, что выбранный логотип, броский слоган, просто слово или доменное имя сайта никто ранее не зарегистрировал ранее, иначе придётся платить неустойку. Если компания после регистрации не использует товарный знак в течение трёх лет, другая запросто может без спроса перерегистрировать его на себя. Проверить детально «свободность» товарного знака можно на специальных ресурсах в интернете, к примеру, на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС), или в патентных бюро и юридических фирмах, которые предоставляют такие специальные услуги.

Где нужно регистрировать знак

Именно в базе Роспатента содержатся все зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности, где проверяется тождество и похожесть товарных знаков. Процедура регистрации довольно долгая — длится в среднем около года, но может растянуться и до полутора лет. Однако процесс можно ускорить с помощью опытного патентного поверенного, который подскажет что нужно делать для получения согласия на регистрацию от службы.

ВАЖНО: с даты подачи заявления у компании сразу же появляется право приоритетного пользования выбранным товарным знаком.  

Сколько нужно заплатить за регистрацию

Стоимость регистрации знака (госпошлина) обычно колеблется от 30 до 50 тыс. руб. (нужно уточнять на сайте Роспатента). Госпошлина уплачивается тремя частями:

— 3 500 руб. стоит приём заявки на регистрацию знака в определённом классе, за дополнительный нужно доплачивать ещё 1 тыс.;

— 11 500 руб. стоит проверка на тождество и сходство знака в одном классе; ещё 2 500 руб. доплачивается за регистрацию в каждом дополнительном классе, если получено решение о самой возможности регистрации знака по итогам проверки;

— 16 000 руб. только за одно одобрение регистрации бренда, ещё 2 тыс. за выдачу свидетельства.

Срок действия свидетельства составляет десятилетие с даты подачи заявления на регистрацию. Чтобы продлить законность своего бренда и не опоздать, следующую заявку нужно подавать через 9 лет, иначе другая шустрая фирма может зарегистрировать чужой знак на себя.

После регистрации бренда компании могут на нём и зарабатывать – продавать франшизу, давать согласие на использование фирменного знака на выгодных условиях, требовать через суд компенсации за использование бренда без разрешения.

 Разработка сайта: сервис «Сайтомонтаж»