Как открыть ИП через центр занятости и получить субсидию
17.06.2019 10:58
Статьи, Субсидии
ЧТО? Проблема. Ситуация. Задачи.
Государство поддерживает малый бизнес. Существуют специальные программы поддержки безработных, планирующих открыть свое дело. Какой проще всего воспользоваться тому, кто готов зарегистрироваться в статусе ИП? И кто профинансирует открытие своего дела?
КАК? Анализ. Стратегии. Решения.
Выясняем, кто может зарегистрировать ИП через Центр занятости, какие особенности имеет юридическая процедура. Определяем стратегию «входа» в бизнес. Изучаем нормативно-правовую базу, практический опыт финансирования стартапов вчерашних безработных.
Открытие ИП считается самым простым способом ведения предпринимательской деятельности. И данное утверждение не лишено оснований. Статус регистрируется быстро, средств на открытие своего дела (с юридической точки зрения) требуется минимальное количество. Малый бизнес активно поддерживает государство. Его институты могут посодействовать в открытии своего дела и формировании стартового капитала.
Зачем государство выделяет целевые средства? Все просто: во-первых, такая практика позволяет сократить количество безработных, во-вторых, зарегистрированные ИП являются потенциальными работодателями и реальными налогоплательщиками.
Кому помогает ЦЗ?
Открыть свое дело через Центр занятости может совершеннолетний гражданин, имеющий статус безработного и стоящий на учете в организации более 30 дней. Не оказывается финансовая поддержка несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам в декрете, пенсионерам, студентам дневного отделения, лицам, зарегистрированным как ИП, учредителям ООО, безработным, два и более раз отказавшимся от предложенных Центром занятости вакансий.
Следует отметить, что бывшие предприниматели могут рассчитывать на помощь при повторной регистрации статуса. Но с момента ликвидации ИП должно пройти не меньше 6 месяцев.
На какую помощь можно рассчитывать?
Финансовую поддержку начинающих предпринимателей Центр занятости оказывает на основании ФЗ №88, регулирующего порядок господдержки предпринимательства, и соответствующей федеральной программы, реализующейся в 2005–2020 годах. Согласно указанным документам, заявитель может рассчитывать на:
- Компенсацию затрат на регистрацию бизнеса. Компенсируемыми считаются затраты на уплату госпошлины, услуги нотариуса, открытие банковского счета и т.п.
- Определенную денежную сумму для покрытия целевых затрат. Размер финансовой помощи зависит от заработной платы на последнем месте работы заявителя и размера начисленного пособия по безработице.
- Консультационную поддержку. Данный вид помощи является наиболее распространенным. Специалисты Центра занятости консультируют будущих ИП по вопросам регистрации бизнеса, посещения специальных тренингов, планирования предпринимательской деятельности, аренды коммерческих, производственных помещений и т.п.
5 шагов к регистрации ИП и получению субсидии
Желающим открыть ИП через Центр занятости предстоит начать с постановки на учет по безработице. Порядок – стандартный. В ЦЗ потребуется предъявить удостоверение личности, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, документы об образовании, справку с последнего места работы с указанием доходов за 3 месяца. Отдельным заявителям может быть отказано в постановке на учет. Одно из возможных оснований – отсутствие трудовой деятельности без уважительных причин в течение последних 5 лет.
Итак, вы на учете. Что дальше?
- Подайте заявление на получение пособия.
- Обратитесь за консультацией к специалистам ЦЗ по вопросам открытия бизнеса.
- Напишите заявление в подтверждение делания и готовности зарегистрировать ИП.
- Пройдите тестирование.
- Разработайте бизнес-план, подайте его на рассмотрение, дождитесь результатов.
Лучший результат указанных 5 шагов – получение субсидии. Менее выигрышный в финансовом плане, но тоже достойный – получение компенсации регистрационных затрат на открытие ИП.
Подавая заявление на субсидию, помните, что статус индивидуального предпринимателя нельзя регистрировать до оглашения решения о поддержке проекта и до заключения с Центром занятости соответствующего договора. Регистрация лишает вас статуса безработного. Соответственно, вы теряете право на получение государственной финансовой поддержки. Причем это правило работает в отношении как потенциальных субсидиантов, так и тех, кто рассчитывает только на компенсацию регистрационных затрат.
Что касается регистрации, ее можно пройти самостоятельно и с помощью специалистов. Важный момент: компенсация затрат на оплату юридических услуг будет начислена в том случае, если без таких услуг обойтись невозможно. Практика показывает, что компенсируются услуги нотариуса. А с юристами начинающим предпринимателям приходится рассчитываться самостоятельно.
А что дальше?
Итак, положительное решение о субсидировании получено, статус зарегистрирован. Как отчитаться перед Центром занятости?
Для получения компенсации необходимо собрать пакет документов, подтверждающих расходы. К рассмотрению принимаются чеки, договоры об оказании услуг, накладные и другая первичка. Перечень расходов на регистрацию ИП является стандартным. Другое дело – подтверждение использования средств полученной субсидии. Здесь может потребоваться не только представление первичных документов (накладных, чеков, договоров), но и обоснование расходов.
Компенсации и субсидии являются невозвратными. С первыми все понятно. А вот субсидии некоторым предпринимателям приходится возвращать. Основанием для возврата может быть ликвидация ИП в первые 12 месяцев после регистрации, нецелевое использование средств, представление фиктивных подтверждающих документов.
Практика показывает, что субсидированием и компенсациями пользуется не больше 2% безработных. Пока явление массовым не является, шансы на получение господдержки есть у каждого потерявшего работу и желающего начать свой бизнес.